Сибирские огни, 1959, № 1
• , нужно. Первыми были коммунисты. Ото брали наиболее квалифицированных, смелых, выносливых. В рейс решено бы ло отправить десять дизельных тракто ров, два трелевочных и три автомашины. Началась подготовка к походу. В ней участвовали все рабочие гаража и меха нических мастерских. В первую очередь изготовили пены — специальное приспо собление для буксировки. Делаются они из листового пятимиллиметрового желе за, передняя часть листа загибается вверх, и пена напоминает широкую ме таллическую лыжу. Для каждой маши ны припасли в большом количестве за пасные части и инструмент. Договори лись, что белый флаг над колонной озна чает: «Все благополучно», два скрещен ных полотнища — «Пришлите верто лет». И вот колонна готова в большой путь. Участники рейса собрались у головного транспорта, который поведет тракторист Геннадий Клиновский. Их окружили жи тели Мухтуи: здесь и друзья, и родные. Последние напутствия, советы. — По машинам! — подал команду начальник колонны Иванов. Героический рейс начался. В первый день решено было дойти до реки Нюя — это немногим больше двадцати километ ров. Впереди ехали на конях двое вер ховых. В их задачу входило искать брод через реки и тропинки через болота. На следующий день летчики-наблюда тели уже докладывали в Мухтую: «Ко лонна переправилась через Нюю, путь продолжается». Через день новое доне- сенье: «Колонна движется параллельно реке Муробай. Все благополучно». День за днем летчики сообщают: «Над колон ной белый флаг». На восьмые сутки в Мухтую прибыл нарочный из колонны с письмом от на чальника колонны Иванова. За семь су ток прошли только пятьдесят километ ров. За последние три дня преодолели всего десять километров. А дальше путь еще тяжелей. Этак двигаться — и лета не хватит. Машины вязнут буквально на каждом шагу. Люди выбиваются из сил. Начальник колонны просил дать разре- ■шение бросить в тайге скреперы, а с бо лее легкими машинами пробиваться дальше. В транспортном управлении созвали совещание, на которое приехал секре-- тарь райкома партии Баишев. — Рейс должен быть завершен, — говорили строители. — Скреперы бро сить в тайге нельзя. Без них плотину не построить. Надо помочь колонне, по слать тягачи и пилы «Дружба». В тайгу вышел с двумя тягачами ин женер Тарасенко. С помощью проекти ровщиков автомагистрали Мухтуя— Мирный он подробно • разработал свой маршрут, изучил, чем «дышит» каждая речка,. каждое болото на пути колонны. Через два дня Тарасенко догнал ко лонну. — Надо идти на водораздел, — твердо сказал он. — Но ведь по тайге еще труднее до станется, просеки-то нет, — высказал кто-то сомненье. Иванов предложил перестроить ко лонну так, чтобы машины сами расчи щали себе дорогу в тайге. В голову ко лонны поставили кусторезы, за ними бульдозеры. Двигались быстро. Но вот путь преградили топкие берега неболь шой речушки Бес-Юрех. С ходу взять преграду не удалось — тягачи увязли. — Будем наводить переправу! — рас порядился Тарасенко. Вот тут-то и пригодились пилы «Дружба». За несколько часов тракто ристы Алексей Никулин и Павел Трав ников заготовили столько бревен, что тридцать человек не успевали их отно сить. По бревенчатому настилу болоти стая преграда была преодолена. А через три километра — вновь то же самое, опять в ход пошли пилы. Свыше два дцати километров прошла колонна по бревенчатым настилам, сооруженным механизаторами. В Мирном с нетерпением ждали ко лонну. Повсюду разговор об одном: «Как землепроходцы, идут? Флаг все время белый — двигаются». Три недели пробивались через тайгу отважные механизаторы Мухтуи. Неда ром их переход вошел в историю Мир ного под названием: «Рейс отважных». Плотина н а 1 1 р ел я \ е С приходом техники в Мирном сразу начались работы по сооружению плоти ны. До наступления холодов удалось убрать талый грунт с будущего основа ния плотины. Это составило четырна дцать тысяч кубометров. С начальником строительно-монтажно го управления № 2 Приходько едем на стройку плотины, это километрах в трех от центра Мирного. Дорога все время идет под гору. Но вот впереди большой снежный косогор. Забраться на него да же такой машине, как ЗИЛ-151, не легко. Как только мы выехали на вершину, нас встретили оглушительные залпы, похожие на артиллерийский салют. Строители взрывали грунт. Проезд за крыт, ожидаем отбоя. Подходит прораб Алексеев. Он знакомит нас со строй кой: . — Длина плотины 300 метров, высо та над руслом 11 метров. В плотину нужно уложить 30 тысяч кубометров пе ска, свыше трех тысяч кубометров гли ны и почти столько же камня. После отбоя идем в котлован плоти ны, где работают взрывники. По центру долины Ирелях, в самом русле реки, — огромные ледяные ямы: строители вы далбливают лед. Добрались уже до са мого дна, теперь убирают слабый, на 9. «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2