Сибирские огни, 1959, № 1

• , нужно. Первыми были коммунисты. Ото­ брали наиболее квалифицированных, смелых, выносливых. В рейс решено бы­ ло отправить десять дизельных тракто­ ров, два трелевочных и три автомашины. Началась подготовка к походу. В ней участвовали все рабочие гаража и меха­ нических мастерских. В первую очередь изготовили пены — специальное приспо­ собление для буксировки. Делаются они из листового пятимиллиметрового желе­ за, передняя часть листа загибается вверх, и пена напоминает широкую ме­ таллическую лыжу. Для каждой маши­ ны припасли в большом количестве за­ пасные части и инструмент. Договори­ лись, что белый флаг над колонной озна­ чает: «Все благополучно», два скрещен­ ных полотнища — «Пришлите верто­ лет». И вот колонна готова в большой путь. Участники рейса собрались у головного транспорта, который поведет тракторист Геннадий Клиновский. Их окружили жи­ тели Мухтуи: здесь и друзья, и родные. Последние напутствия, советы. — По машинам! — подал команду начальник колонны Иванов. Героический рейс начался. В первый день решено было дойти до реки Нюя — это немногим больше двадцати километ­ ров. Впереди ехали на конях двое вер­ ховых. В их задачу входило искать брод через реки и тропинки через болота. На следующий день летчики-наблюда­ тели уже докладывали в Мухтую: «Ко­ лонна переправилась через Нюю, путь продолжается». Через день новое доне- сенье: «Колонна движется параллельно реке Муробай. Все благополучно». День за днем летчики сообщают: «Над колон­ ной белый флаг». На восьмые сутки в Мухтую прибыл нарочный из колонны с письмом от на­ чальника колонны Иванова. За семь су­ ток прошли только пятьдесят километ­ ров. За последние три дня преодолели всего десять километров. А дальше путь еще тяжелей. Этак двигаться — и лета не хватит. Машины вязнут буквально на каждом шагу. Люди выбиваются из сил. Начальник колонны просил дать разре- ■шение бросить в тайге скреперы, а с бо­ лее легкими машинами пробиваться дальше. В транспортном управлении созвали совещание, на которое приехал секре-- тарь райкома партии Баишев. — Рейс должен быть завершен, — говорили строители. — Скреперы бро­ сить в тайге нельзя. Без них плотину не построить. Надо помочь колонне, по­ слать тягачи и пилы «Дружба». В тайгу вышел с двумя тягачами ин­ женер Тарасенко. С помощью проекти­ ровщиков автомагистрали Мухтуя— Мирный он подробно • разработал свой маршрут, изучил, чем «дышит» каждая речка,. каждое болото на пути колонны. Через два дня Тарасенко догнал ко­ лонну. — Надо идти на водораздел, — твердо сказал он. — Но ведь по тайге еще труднее до­ станется, просеки-то нет, — высказал кто-то сомненье. Иванов предложил перестроить ко­ лонну так, чтобы машины сами расчи­ щали себе дорогу в тайге. В голову ко­ лонны поставили кусторезы, за ними бульдозеры. Двигались быстро. Но вот путь преградили топкие берега неболь­ шой речушки Бес-Юрех. С ходу взять преграду не удалось — тягачи увязли. — Будем наводить переправу! — рас­ порядился Тарасенко. Вот тут-то и пригодились пилы «Дружба». За несколько часов тракто­ ристы Алексей Никулин и Павел Трав­ ников заготовили столько бревен, что тридцать человек не успевали их отно­ сить. По бревенчатому настилу болоти­ стая преграда была преодолена. А через три километра — вновь то же самое, опять в ход пошли пилы. Свыше два­ дцати километров прошла колонна по бревенчатым настилам, сооруженным механизаторами. В Мирном с нетерпением ждали ко­ лонну. Повсюду разговор об одном: «Как землепроходцы, идут? Флаг все время белый — двигаются». Три недели пробивались через тайгу отважные механизаторы Мухтуи. Неда­ ром их переход вошел в историю Мир­ ного под названием: «Рейс отважных». Плотина н а 1 1 р ел я \ е С приходом техники в Мирном сразу начались работы по сооружению плоти­ ны. До наступления холодов удалось убрать талый грунт с будущего основа­ ния плотины. Это составило четырна­ дцать тысяч кубометров. С начальником строительно-монтажно­ го управления № 2 Приходько едем на стройку плотины, это километрах в трех от центра Мирного. Дорога все время идет под гору. Но вот впереди большой снежный косогор. Забраться на него да­ же такой машине, как ЗИЛ-151, не­ легко. Как только мы выехали на вершину, нас встретили оглушительные залпы, похожие на артиллерийский салют. Строители взрывали грунт. Проезд за­ крыт, ожидаем отбоя. Подходит прораб Алексеев. Он знакомит нас со строй­ кой: . — Длина плотины 300 метров, высо­ та над руслом 11 метров. В плотину нужно уложить 30 тысяч кубометров пе­ ска, свыше трех тысяч кубометров гли­ ны и почти столько же камня. После отбоя идем в котлован плоти­ ны, где работают взрывники. По центру долины Ирелях, в самом русле реки, — огромные ледяные ямы: строители вы­ далбливают лед. Добрались уже до са­ мого дна, теперь убирают слабый, на­ 9. «Сибирские огни» № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2