Сибирские огни, 1958, № 9
уполномоченным по колхозам одного района. Незнакомый с сельским хозяйст вом человек чувствовал себя не на ме сте. К счастью,' шофер Федот Матвеевич, возивший его, отлично разбирался в колхозных делах и давал начальнику дельные, умные советы. Н. Шевцов не без юмора рисует зло- получного уполномоченного, но напра шивается вопрос: кто объект обличения? То ли человек, неожиданно для себя на значенный уполномоченным, то ли ви новники такого назначения? Второй «промах» автора — рассказ «Выигрыш». Желая подшутить над же ной, муж к списку своих ^облигаций при писал номер, на который выпал круп ный выигрыш. Шутка удалась как не льзя лучше. Происходит множество со бытий — и как будто смешных. Но, прочитав рассказ, чувствуешь грусть. Почему? А потому, что у автора полу чилось так: жила хорошая, дружная семья («нежная жена, заботливая теща и наш семейный любимец — трехлетний Вовка»), Однако едва лишь возник раз говор о выигравшей облигации, нача лись взаимные обиды и попреки, угро зы, выяснилась расчетливость многих поступков тех, кого считали добрыми, бескорыстными людьми. В итоге «как будто бы веселый» рассказ, со многими остроумными деталями, оставляет тяже лое впечатление — неужто в самом деле так плохи, мелки и ничтожны окружаю щие нас люди? Иные рассказы сборника грешат пси хологической недостоверностью. Кто такой Клышников из уже упоми навшегося рассказа «Горькая правда»? Осматривая колхоз, председатель кото рого «осмелился» критиковать Клышни- кова, он «внутренне восхищался, хотя вида не показывал». Более того, Клыш ников искренне огорчен, что в колхозе дело хорошо поставлено: для него это— «горькая правда». А он так надеялся увидеть недостатки! Кто же Клышни ков — руководитель, хотя и ошибаю щийся, но искренне болеющий за дело, как это явствует из ряда эпизодов, или злопыхатель и лицемер? Можно указать и на другие промахи автора в некоторых рассказах. Шаблон- ны ситуации, неправдоподобны собы тия... И все-таки радует, что автор, из бравший трудный путь сатирика, в ряде рассказов сумел найти интересные воз можности, разоблачить недостатки и по роки. В заключение следует сказать о художнике Р. Овивяне. Его рисунки вы разительны,- лаконичны, в них схва чены характеры людей и, что очень важно, в них есть неподдельный юмор. Б удни си бир ск о го края В очерках и зарисовках С. Смоляниц- кого изображены повседневные буднич ные события и факты нашей жизни. Си бирь огромна, в различных, близких нам ^ далеких, ее уголках трудятся совет ские люди. Как они трудятся? — этот вопрос и интересует прежде всего авто ра книги «Встречи в пути»1. Сибирь не только необыкновенно про сторна, но и сказочно богата. Людям: дерзкой мечты и творческого труда есть где приложить свои силы. Куда бы ни занесла судьба журналиста — в село- Заковряжино или на Красноярскую ГЭС, на целинные земли Алтая или на Куз нецкий металлургический комбинат, — всюду встречал он тружеников, увлечен ных своим делом, горячих, напористых, инициативных. Творчески отнеслась к своим обязан ностям молодая сельская учительница Э. Горюхина из села Заковряжино. Оца не пожелала примириться с тем печаль ным фактом, что ученики далеких дере венских школ лишь понаслышке знают, что такое опера или картинная галерея, не видели хорошего высокохудожествен ного спектакля. Э. Горюхина занялась эстетическим воспитанием школьников и улучшением культурной жизни всего села. Словом, она начала с того, чему ее учили в вузе, она стала делать то, что по давней традиции делали русские сельские учителя. Именно таких темпе раментных, знающих, общественно ак тивных учителей называли в свое время, народными. А вот школьники-энтузиасты из села Баган, создавшие английский клуб, о котором знают и в Англии и в Амери ке. С увлечением рассказал автор и о- молодых строителях Красноярской ГЭС, и о рабочих-рационализаторах Кузнецко го металлургического завода, и о мно гих других хороших людях. С. Смэля- ницкий в лучших своих очерках сумел передать атмосферу большого трудового подъема, переживаемого сегодня людь ми сибирского края. Они создают неис числимые материальные ценности. Но' самый главный результат их труда — они сами, их растущий в процессе тру да духовный мир. Есть в книге и хорошие зарисовки, в которых автор также раскрывает обая тельный духовный облик советских лю дей. Это, собственно, маленькие расска зы. Лучший среди них рассказ «Жазо- ронок». Лиризм, свойственный автору, проявился в нем с наибольшей полно той. Девушка едет на экзамен в консерва торию. Никогда раньше в городе она не была и очень боится экзамена. Но в ва- Ю. Мостков. 1 С. С м о л я н и ц к и й . « В с т р е ч и в п у т и». Очерки и зари совки . Новосибирск , кн. изд-во, 1957 г. Стр. 96.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2