Сибирские огни, 1958, № 9

уполномоченным по колхозам одного района. Незнакомый с сельским хозяйст­ вом человек чувствовал себя не на ме­ сте. К счастью,' шофер Федот Матвеевич, возивший его, отлично разбирался в колхозных делах и давал начальнику дельные, умные советы. Н. Шевцов не без юмора рисует зло- получного уполномоченного, но напра­ шивается вопрос: кто объект обличения? То ли человек, неожиданно для себя на­ значенный уполномоченным, то ли ви­ новники такого назначения? Второй «промах» автора — рассказ «Выигрыш». Желая подшутить над же­ ной, муж к списку своих ^облигаций при­ писал номер, на который выпал круп­ ный выигрыш. Шутка удалась как не­ льзя лучше. Происходит множество со­ бытий — и как будто смешных. Но, прочитав рассказ, чувствуешь грусть. Почему? А потому, что у автора полу­ чилось так: жила хорошая, дружная семья («нежная жена, заботливая теща и наш семейный любимец — трехлетний Вовка»), Однако едва лишь возник раз­ говор о выигравшей облигации, нача­ лись взаимные обиды и попреки, угро­ зы, выяснилась расчетливость многих поступков тех, кого считали добрыми, бескорыстными людьми. В итоге «как будто бы веселый» рассказ, со многими остроумными деталями, оставляет тяже­ лое впечатление — неужто в самом деле так плохи, мелки и ничтожны окружаю­ щие нас люди? Иные рассказы сборника грешат пси­ хологической недостоверностью. Кто такой Клышников из уже упоми­ навшегося рассказа «Горькая правда»? Осматривая колхоз, председатель кото­ рого «осмелился» критиковать Клышни- кова, он «внутренне восхищался, хотя вида не показывал». Более того, Клыш­ ников искренне огорчен, что в колхозе дело хорошо поставлено: для него это— «горькая правда». А он так надеялся увидеть недостатки! Кто же Клышни­ ков — руководитель, хотя и ошибаю­ щийся, но искренне болеющий за дело, как это явствует из ряда эпизодов, или злопыхатель и лицемер? Можно указать и на другие промахи автора в некоторых рассказах. Шаблон- ны ситуации, неправдоподобны собы­ тия... И все-таки радует, что автор, из­ бравший трудный путь сатирика, в ряде рассказов сумел найти интересные воз­ можности, разоблачить недостатки и по­ роки. В заключение следует сказать о художнике Р. Овивяне. Его рисунки вы­ разительны,- лаконичны, в них схва­ чены характеры людей и, что очень важно, в них есть неподдельный юмор. Б удни си бир ск о го края В очерках и зарисовках С. Смоляниц- кого изображены повседневные буднич­ ные события и факты нашей жизни. Си­ бирь огромна, в различных, близких нам ^ далеких, ее уголках трудятся совет­ ские люди. Как они трудятся? — этот вопрос и интересует прежде всего авто­ ра книги «Встречи в пути»1. Сибирь не только необыкновенно про­ сторна, но и сказочно богата. Людям: дерзкой мечты и творческого труда есть где приложить свои силы. Куда бы ни занесла судьба журналиста — в село- Заковряжино или на Красноярскую ГЭС, на целинные земли Алтая или на Куз­ нецкий металлургический комбинат, — всюду встречал он тружеников, увлечен­ ных своим делом, горячих, напористых, инициативных. Творчески отнеслась к своим обязан­ ностям молодая сельская учительница Э. Горюхина из села Заковряжино. Оца не пожелала примириться с тем печаль­ ным фактом, что ученики далеких дере­ венских школ лишь понаслышке знают, что такое опера или картинная галерея, не видели хорошего высокохудожествен­ ного спектакля. Э. Горюхина занялась эстетическим воспитанием школьников и улучшением культурной жизни всего села. Словом, она начала с того, чему ее учили в вузе, она стала делать то, что по давней традиции делали русские сельские учителя. Именно таких темпе­ раментных, знающих, общественно ак­ тивных учителей называли в свое время, народными. А вот школьники-энтузиасты из села Баган, создавшие английский клуб, о котором знают и в Англии и в Амери­ ке. С увлечением рассказал автор и о- молодых строителях Красноярской ГЭС, и о рабочих-рационализаторах Кузнецко­ го металлургического завода, и о мно­ гих других хороших людях. С. Смэля- ницкий в лучших своих очерках сумел передать атмосферу большого трудового подъема, переживаемого сегодня людь­ ми сибирского края. Они создают неис­ числимые материальные ценности. Но' самый главный результат их труда — они сами, их растущий в процессе тру­ да духовный мир. Есть в книге и хорошие зарисовки, в которых автор также раскрывает обая­ тельный духовный облик советских лю­ дей. Это, собственно, маленькие расска­ зы. Лучший среди них рассказ «Жазо- ронок». Лиризм, свойственный автору, проявился в нем с наибольшей полно­ той. Девушка едет на экзамен в консерва­ торию. Никогда раньше в городе она не была и очень боится экзамена. Но в ва- Ю. Мостков. 1 С. С м о л я н и ц к и й . « В с т р е ч и в п у т и». Очерки и зари совки . Новосибирск , кн. изд-во, 1957 г. Стр. 96.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2