Сибирские огни, 1958, № 9
Наряду с меткими сатирическими «выстрелами» в сборнике легко заме тить очевидные неудачи. И все же хо чется говорить о первой книге автора '(она вышла вторым изданием с добавле нием четырех новых рассказов), как о пробе сил. Рассказы можно условно разделить на две группы. К первой относятся юмористические зарисовки, построенные на комических Ситуациях. Лейтенант милиции, опаздывая на работу, останавливает встречную авто машину и приказывает водителю доста вить его «на выполнение оперативного задания». Днем, явившись к председа телю горисполкома, лейтенант узнает в нем своего «шофера» («Две встречи»), Мельник, не знавший поражений в шашечной игре, предлагает помольщи кам сыграть в шашки, причем победи тель получит право смолоть зерно вне очереди. Победителем оказался мальчик, и старик, выполнив свое обещание, да рит ему гостинец («На мельнице»). Уже сами сюжеты говорят о том, что ■это — юморески, беззлобные, веселые рассказы, конечно, имеющие право на существование. Рассказы второго рода носят явно обличительный характер — объектами ■сатиры являются лодыри, хвастуны, бюрократы. В этих рассказах сюжет также играет немаловажную роль — как правило, -автор ищет (и большей частью находит) острый поворот событий, неожиданную ■концовку. Н. Шевцов умеет строить сюжет, при чем строит его очень экономно, обходясь ■минимумом действующих лиц. В боль шинстве рассказов ему удается обой тись без «служебных» персонажей, нуж ных лишь для того, чтобы о чем-то со общить или изречь какую-то сентен цию. Таким образом, все герои включе ны в действие, а не остаются на «пери ферии» сюжета. Вот директор автотреста Шлепов, бездарный и хвастливый руководитель, отрекомендовавшись соседу по гостинич ному номеру фельетонистом Грохото- вым, расхваливает собеседнику умелое руководство Шлепова. Но собеседник как раз и оказался Грохотовым, по деланным расследовать деятельность Шлепова («Неизбежная встреча»). Подобные ситуации -есть и в других рассказах. Что же — это прием законо мерный для данного жанра, и в этом случае он вполне оправдан. Но сам по себе сюжет еще не делает рассказа. Нужны персонажи, в которые ■поверил бы читатель, почувствовав за ними живых людей. Вот как раз тут и следует предъ явить претензии молодому писателю: порой из рассказа в рассказ под различ ными фамилиями кочуют одни и те же фигуры, причем самый простодушный читатель сразу сможет определить, чего стоит тот или иной персонаж, чего от него можно ждать. Зампредрайисполко- ма Клышников («Горькая правда») обла дает «весьма внушительной, рыхлой, перетянутой ремнем фигурой». В рас сказе «Ляпунов начинает работать» ге рой тоже «внушительный и представи тельный». Шлепов из «Неизбежной встречи» «достаточно солиден . и носит шляпу». Если у Клышникова «низкий, угловатый лоб», то Пчельников из рас сказа «Звонок» «морщит узкий лоб». Кстати, и лицо у него тоже «узкое, об росшее рыжей щетиной». С первого слова подобной характери стики все становится ясным — остается только удостовериться, какую пакость сделает обладатель подобной «говоря щей наружности». Если Семен Степано вич говорит «тихим, вкрадчивым голо сом», стоя в «угодливой позе», то он, ко нечно, клеветник, что и доказывается в рассказе «Горькая правда». Разумеется, ничего хорошего нельзя ожидать и от Ляпунова, который «сахарно заулыбал ся» в разговоре с начальником, «щего леват и любезен, как продавец из ателье мод», а стихи не прочитал, а «заголо сил — протяжно, с подвыванием» («Ля пунов начинает работать»). Такие «лобовые», прямолинейные ха рактеристики совсем не нужны. Автор напрасно лишил читателей ра дости «сотворчества», самостоятельно сти оценок. Это тем досаднее, что рас сказы населены очень разными по своей сущности людьми, и совсем не нужно их нивелировать, рисуя одной и той же краской. А эти краски у автора есть. Сумел же он выразительно показать Ляпунова, ко торый привык изъясняться штампован ными оборотами, стертыми словами, а в беседе с недалеким начальником очень естественно начинает врать «с какой-то лихой бесшабашностью». И тут совсем некстати его «сахарная улыбка» и чте ние стихов «с подвыванием». Автор умеет подметить и точную де таль, сразу оживляющую общую карти ну. Вряд ли тронет сердце описание го ры Бабырган, которая «озарена золоти стыми лучами» и «на небесной голубиз не выглядела позолоченной». А рядом с этим стандартным набором литератур ных «красивостей» отлично сказано, как «над током то появлялась, то исче зала желтая радуга» — это работает зернопульт. Таких верных, хороших штрихов хочется видеть больше. Уже говорилось, что Н. Шевцов ясно видит цель, по которой он бьет огнем сатиры. Но в сборнике есть несколько рассказов, где, мне думается, пули не попали «в яблочко». Герой рассказа «Федот Матвеевич» повествует, как ему пришлось ездить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2