Сибирские огни, 1958, № 9
будет писать о нем очерк для газеты и книжку о его опыте работы. Вот и весь рассказ — пустопорожний, лишенный идеи, мысли, образов и характеров. Рассказ «Сержант Горбачев» — са мая откровенная пропаганда пошлости. Темной ночью идет по городу «очень невезучий сержант Горбачев». «Люби мая его бросила, — пишет И. Давы- .дов, — товарищи презирают и даже из комсомола хотели исключить, командир батальона грозился в рядовые разжало вать». Идет этот сержант по городу и видит на перилах моста «...девушка си дит, ногами к реке, и всхлипывает». Бравый сержант, каким представляет его автор, подходит к девушке и завязы вает разговор, сразу узнает, что девуш ка решила покончить с жизнью, так как находится в положении, а какой-то сту дент не желает на ней жениться. Ска зать же о случившемся в коллективе она боится, потому что «моральное разложе ние припишут». «Идет Горбачев, посматривает на де вушку, а у нее ресницы хлопают (?!), на них слезинки блестят... И личико такое милое. Губки толстые, добрые... Носик тонкий... И голос приятный. Жалко ему ее, так что в груди больно. И помочь ей страсть как хочется. «А может, — думает сержант, — жениться на ней?» Конечно, она меня не любит, и семьи у нас не будет. Ну, так хоть училище ■кончит, на ноги встанет. А там разве стись можно... , Ну, думал он, думал и в таком, зна чит, духе ей предложение и высказал: сердце, де, мое вам без надобности, это, мол, я понимаю, а руку — берите!..» Ночная спутница соглашается, и об радованный сержант предлагает: «Толь ко давайте хоть познакомимся. А то как же в загс-то идти? Меня Михаилом зо вут. Фамилия Горбачев. По батюшке Степанович. — А я Лида Костина. По батюшке Петровна. Идут они, значит, дальше и уже улы баются». Симпатии автора на стороне сержан та и его случайной спутницы. Он изо всех сил старается доказать, какими счастливыми они- оказались, и как их «счастьем» наказан студент, не поже лавший стать мужем Лиды Костиной! Увы, пустые старания! Легкомыслие и пошлость за добродетель выдать не льзя. Такие «произведения» появляются тогда, когда их авторы выдумывают ге роев и сюжеты, идут не от знания жиз ни, а от заранее приготовленной схемы. Оттого порой герои предстают оглуплен ными, не живыми и действующими .лицами, а манекенами, бродящими по страницам безликими тенями. Что ■происходит, когда автор пытается подменить правду жизни схемой, можно ®идеть и по напечатанным в «Сибирских просторах» главам из романа Петра Гор бунова «Родник». Уже первые страницы этих глав убеждают: директору Березовской МТС Колокольчикову уготовано стать кон серватором и в конце концов быть сня тым с работы. Инженеру Кремневу по ложено разоблачить консерватора. Се кретарю партийной организации колхоза Меньшикову определено тоном мудреца изрекать прописные истины, вроде та ких: «...надо бы со стариками посовето ваться, да промеж колхозников погово рить», «не надо на себя слишком много брать, а то надорвемся», которые, по мнению П. Горбунова, оказывают реша ющее влияние на председателя колхоза Елишева и директора МТС Колокольчи- кова. Секретарь райкома партии по зоне Мельников представлен внимательным, вежливым, чутким, заботливым и, ко нечно, у него «добрые серые глаза». Но в делах, в действии Мельников не ви ден. По главам, конечно, нельзя судить о романе в целом, но их художествен ный уровень крайне низок. П. Горбунов сам не видит описываемого героя. Мож но ли представить, что в «посмеиваю щихся, лучистых» глазах прицепщицы Фроськи «отражаются и блеск вычищен ных землей отвалов плуга, и нежно-го лубое небо, и изумрудная роща, на сквозь просвечиваемая лучами спустив шегося за лес солнца»? Язык, которым написаны главы романа, бледен, невы разителен. То и дело встречаются фра зы, вызывающие недоумение. Что хотел сказать автор таким утверждением: «С целинных полей счастье пришло в дом тракториста, и подернутые паутиной углы... дохнули домашним уютом». А как понять такую фразу: «Стране ну жен был хлеб, и сибиряки давали его, не заглядывая в пустующие колхозные и свои личные закрома». Приветствуя выход первого номера альманаха «Сибирские просторы», не льзя скрыть огорчения в связи с тем, что в нем оказались напечатанными не которые чрезвычайно слабые произведе ния. Евгений Лучинецкий. Н ачал о пути Пожалуй, за последние годы чаще выходили литературоведческие труды о юморе и сатире, нежели появлялись имена новых авторов, избравших нелег кий сатирический жанр. Поэтому не мо жет не привлечь внимания сборник юмо ристических рассказов Н. Шевцова «Наши знакомые»1. 1 Н. Ш е в ц о в . « Н а ш и з н а к о м ы е » . Алтайское кн. изд-во. Барнаул , 1957 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2