Сибирские огни, 1958, № 9
ко сама по себе. Она — свидетельство любви писателя к народному творчест ву, которое оказывает на него благотвор ное влияние. В этом легко убедиться, проанализировав его поэтические произ ведения. Но такого анализа Л. Полон ский не дает. Развитие письменной литературы у прежде отсталых народов Крайнего Се вера проходило и проходит под воздейст^ вием русской классической и советской литературы. Не показать этого в статье о творчестве ненецкого писателя, к тому же занимающегося переводами произве дений классиков русской литературы, значит допустить ошибку. Таким обра зом, работа Л. Полонского не дает до статочно обстоятельного представления о творчестве ненецкого писателя. Поэзия представлена многими произ ведениями, преимущественно молодых авторов. Хорошее впечатление оставля ют стихи Д. Кукарского «Как много их, моих друзей» и «На старом ураль ском заводе». Стихи других молодых по этов весьма схожи между собой своими недостатками. Поражает в них отсутст вие минимальной поэтической культуры, небрежное отношение к слову. Стихотво рения М. Лецкина риторичны, лишены поэтичности. О героине стихотворения «Комсомолке» сказано: Ты ж ила у папы и мамы И к ак будто не зн ал а забот. Но не зр я комсомольская искра Р а згор ел ась в тебе в огонек. Да ведь это проза, к тому же не очень грамотная. Как могли появиться в альманахе та кие стихи Я. Танина, как «Дорога»? Поэт беззастенчиво воспользовался не только интонацией, ритмикой, но и об разами поэмы К. Симонова «Пять стра ниц». В своей поэме К. Симонов рас сказывает о пяти страницах случайно найденного письма и по ним, как по эта пам, прослеживает судьбу и характеры двух людей в сложных взаимоотношени ях. Я. Танин тоже пишет о любви, но размышляет, так сказать, над пятью страницами «в блокноте моем путевом». К. Симонов пишет: Помнишь у зкую комнату С насм ерть продрогш ей стеною , С раскладною кроватью , Со скрипом р а сш атан ны х рам? Я. Танин изо всех сил копирует: Помню комнату дальш е: В ее тесноте и уюте Мы сошлись навсегда Не зам кнувш и сь в своем уголке . У К. Симонова — «Сколько в этой каморке с тобой мы зубрили зачетов». У Я. Танина — «Здесь ночами читали мы книгу вдвоем». Напечатав в худшем смысле слова подражательные, лишенные логического стержня, стихи Я. Танина, редакторы альманаха допустили явный промах. Не заслуживают публикации и донельзя примитивные, не очень грамотные стихи В. Байдакова «Проводы», А. Иванова «Кремль», «Тобольск с холма». Очерк, главы из романа, четыре рас сказа — такова проза альманаха. Хорош очерк В. Никольского «Чабан Никита Горемыкин». Небольшой по размеру, он написан живо, согрет любовью автора к своему герою — человеку скромной, но очень нужной в колхозе профессии. Пе ред читателем Никита Горемыкин пред стает зримо, живым, деятельным чело веком, со своей сноровкой и опытом. С интересом читается короткий юмористи ческий рассказ Ф. Лобзина «Знаком ство». Иное впечатление от двух рассказов И. Давыдова. Право, не верится, что они принадлежат перу того самого И. Давы дова, который напечатал в журнале «Юность» рассказ «Песнь о вещем Оле ге». Но это, к сожалению, так. Рассказ «Встреча» ничего общего с художест венным произведением не имеет. О чем этот рассказ? Зачем он написан? На эти вопросы ответить невозможно. Некий двадцатидвухлетний Федя, садясь в автобус, заметил девушку с огорченным лицом и, «освободив только что най денное для второй ноги место, протянул девушке руку: «Давайте сюда! Уедете». Он же «придержал ее за талию». «Дверцы автобуса захлопнулись. Федя понял, что поддерживать девушку за талию ун?е не нужно. Но убирать руку не хотелось: девушка была очень краси вая, а талия у нее — тонкая и гибкая. Такую красивую девушку еще не прихо дилось держать за талию ни разу в жиз ни...». Далее мы узнаем, что она прихо дила в цех, беседовала с лучшим тока рем Степаном Лабуренко и оказалась не «фифой», как определил ее Федя, а «корреспонденткой». Для того, чтобы иметь право разговаривать с этой де вушкой, отстающий в токарном деле Федя решает стать передовиком. «Почти год он работал, как самая безотказная машина... изучил все приемы Степана Лабуренко и других лучших токарей за вода... перечитал все брошюры токарей- передовиков... копался, в журнальных статьях». После этого Федя молниенос но, за полгода, как уверяет автор, «внед рил двенадцать приспособлений других токарей и получил три вознаграждения за свои собственные приспособления». Попутно он обгоняет в соревнования Степана Лабуренко. Но... Федя узнает, что корреспондентка Зоя замужем. Это его страшно разозлило. «Не нужно было целый год так стараться. Все равно это оказалось ни к чему... К богу в рай! Те перь он будет работать, как раньше...» К счастью читателей, обратного пре вращения Феди-передовика в Федю-от- стающего не происходит. Появляется Зоя-корреспондентка и сообщает, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2