Сибирские огни, 1958, № 9

ко сама по себе. Она — свидетельство любви писателя к народному творчест­ ву, которое оказывает на него благотвор­ ное влияние. В этом легко убедиться, проанализировав его поэтические произ­ ведения. Но такого анализа Л. Полон­ ский не дает. Развитие письменной литературы у прежде отсталых народов Крайнего Се­ вера проходило и проходит под воздейст^ вием русской классической и советской литературы. Не показать этого в статье о творчестве ненецкого писателя, к тому же занимающегося переводами произве­ дений классиков русской литературы, значит допустить ошибку. Таким обра­ зом, работа Л. Полонского не дает до­ статочно обстоятельного представления о творчестве ненецкого писателя. Поэзия представлена многими произ­ ведениями, преимущественно молодых авторов. Хорошее впечатление оставля­ ют стихи Д. Кукарского «Как много их, моих друзей» и «На старом ураль­ ском заводе». Стихи других молодых по­ этов весьма схожи между собой своими недостатками. Поражает в них отсутст­ вие минимальной поэтической культуры, небрежное отношение к слову. Стихотво­ рения М. Лецкина риторичны, лишены поэтичности. О героине стихотворения «Комсомолке» сказано: Ты ж ила у папы и мамы И к ак будто не зн ал а забот. Но не зр я комсомольская искра Р а згор ел ась в тебе в огонек. Да ведь это проза, к тому же не очень грамотная. Как могли появиться в альманахе та­ кие стихи Я. Танина, как «Дорога»? Поэт беззастенчиво воспользовался не только интонацией, ритмикой, но и об­ разами поэмы К. Симонова «Пять стра­ ниц». В своей поэме К. Симонов рас­ сказывает о пяти страницах случайно найденного письма и по ним, как по эта­ пам, прослеживает судьбу и характеры двух людей в сложных взаимоотношени­ ях. Я. Танин тоже пишет о любви, но размышляет, так сказать, над пятью страницами «в блокноте моем путевом». К. Симонов пишет: Помнишь у зкую комнату С насм ерть продрогш ей стеною , С раскладною кроватью , Со скрипом р а сш атан ны х рам? Я. Танин изо всех сил копирует: Помню комнату дальш е: В ее тесноте и уюте Мы сошлись навсегда Не зам кнувш и сь в своем уголке . У К. Симонова — «Сколько в этой каморке с тобой мы зубрили зачетов». У Я. Танина — «Здесь ночами читали мы книгу вдвоем». Напечатав в худшем смысле слова подражательные, лишенные логического стержня, стихи Я. Танина, редакторы альманаха допустили явный промах. Не заслуживают публикации и донельзя примитивные, не очень грамотные стихи В. Байдакова «Проводы», А. Иванова «Кремль», «Тобольск с холма». Очерк, главы из романа, четыре рас­ сказа — такова проза альманаха. Хорош очерк В. Никольского «Чабан Никита Горемыкин». Небольшой по размеру, он написан живо, согрет любовью автора к своему герою — человеку скромной, но очень нужной в колхозе профессии. Пе­ ред читателем Никита Горемыкин пред­ стает зримо, живым, деятельным чело­ веком, со своей сноровкой и опытом. С интересом читается короткий юмористи­ ческий рассказ Ф. Лобзина «Знаком­ ство». Иное впечатление от двух рассказов И. Давыдова. Право, не верится, что они принадлежат перу того самого И. Давы­ дова, который напечатал в журнале «Юность» рассказ «Песнь о вещем Оле­ ге». Но это, к сожалению, так. Рассказ «Встреча» ничего общего с художест­ венным произведением не имеет. О чем этот рассказ? Зачем он написан? На эти вопросы ответить невозможно. Некий двадцатидвухлетний Федя, садясь в автобус, заметил девушку с огорченным лицом и, «освободив только что най­ денное для второй ноги место, протянул девушке руку: «Давайте сюда! Уедете». Он же «придержал ее за талию». «Дверцы автобуса захлопнулись. Федя понял, что поддерживать девушку за талию ун?е не нужно. Но убирать руку не хотелось: девушка была очень краси­ вая, а талия у нее — тонкая и гибкая. Такую красивую девушку еще не прихо­ дилось держать за талию ни разу в жиз­ ни...». Далее мы узнаем, что она прихо­ дила в цех, беседовала с лучшим тока­ рем Степаном Лабуренко и оказалась не «фифой», как определил ее Федя, а «корреспонденткой». Для того, чтобы иметь право разговаривать с этой де­ вушкой, отстающий в токарном деле Федя решает стать передовиком. «Почти год он работал, как самая безотказная машина... изучил все приемы Степана Лабуренко и других лучших токарей за­ вода... перечитал все брошюры токарей- передовиков... копался, в журнальных статьях». После этого Федя молниенос­ но, за полгода, как уверяет автор, «внед­ рил двенадцать приспособлений других токарей и получил три вознаграждения за свои собственные приспособления». Попутно он обгоняет в соревнования Степана Лабуренко. Но... Федя узнает, что корреспондентка Зоя замужем. Это его страшно разозлило. «Не нужно было целый год так стараться. Все равно это оказалось ни к чему... К богу в рай! Те­ перь он будет работать, как раньше...» К счастью читателей, обратного пре­ вращения Феди-передовика в Федю-от- стающего не происходит. Появляется Зоя-корреспондентка и сообщает, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2