Сибирские огни, 1958, № 9

такой напряженный психологический конфликт. Книга q подвиге юного героя предна­ значена для юношества. Она найдет и уже находит своего читателя, который прочтет ее с пользой для себя. Л. Баландин . Первый пом ер ново го ал ьм ан ахи Отрадный факт: количество существу­ ющих альманахов пополнили «Сибир­ ские просторы», выпущенные литера­ турным объединением при Тюменском книжном издательстве. Он еще раз сви­ детельствует о повсеместном развитии литературного движения, о росте моло­ дых писательских сил. Это очень хо­ рошо. Теперь, когда тюменские литераторы имеют свой печатный орган, читатели вправе ожидать от них достойных худо­ жественных произведений, рассказываю­ щих о родном крае, о жизни и делах тру­ жеников промышленности и сельского хозяйства, народов Обского Севера и Дальнего Ямала. Читатели рассчитыва­ ют найти в альманахе художественные произведения, ярко отображающие жизнь советского человека, воссоздаю­ щие образы и характеры наших совре­ менников. Чем же порадовал читателя первый номер «Сибирских просторов»?1 Чем он привлекает внимание? Прежде всего, с удовольствием отметим жанровое многообразие сборника. В нем есть стихи и рассказы, очерки и басня, кри­ тическая заметка, статья, главы из ро­ мана и монография о творчестве местно­ го литератора — произведения, рас­ считанные на широкий круг читателей. Даже самые юные не обойдены альмана­ хом. Они с интересом прочтут рассказ В. Еловских «Волшебный цветок», вос­ примут сердечность таких стихотворе­ ний Майи Сыровой, как «Весной», «Подснежник», «Лесные разговоры», «Папин стол», отмеченных хорошей н а ­ блюдательностью, тонким пониманием детской психологии. Интересны новые произведения ненецких поэтов Ивана Юганпелика, Леонида Лапцуя, Ивана Истомина. Альманах «Сибирские просторы» оформлен с любовью, богато иллюстри­ рован. Нельзя не отметить поэтичность помещенных в нем фотоэтюдов И. Са- пожкова «Весенним вечером на озере», «В безветренный день», «Уголок Иль- метьева озера». Большое место в альманахе занимает статья кандидата географических наук 1 « С и б и р с к и е п р о с т о р ы». Альма­ н ах № 1. Тюмень, кн . изд-во, 1957 г. Н. Г. Тарасенкова «Преображенный, край». Она интересна обилием фактиче­ ского материала. Однако статья имеет серьезный недостаток: она написана протокольно-канцелярским языком, пе­ регружена цифрами, местами выглядит , обычной справкой. Литературно-критический раздел аль­ манаха представлен заметкой А. Сечко' «Поэт отправляется в первый маршрут» и статьей кандидата филологических наук Л. Полонского «Иван Истомин — один из зачинателей ненецкой литера­ туры». Если в заметке А. Сечко после беглой оценки некоторых стихов Ивана Лысцова высказывается только пожела­ ние творческих успехов начинающему поэту, то большая статья Л. Полонско­ го представляет собой попытку исследо­ вать творчество Ивана Истомина. И. Г. Истомин занимается литерату­ рой свыше двадцати лет. Его стихи пуб­ ликуются во многих газетах и журна­ лах, выходят отдельными изданиями («Майя Нгэрмва», Ленинград, 1953 г.,. «Любимый Север», Тюмень, 1957 г.). Ивана Истомина читатели знают не­ только как поэта, но и как прозаика. Сборник его прозаических произведений. «Утро Ямала» выпущен Тюменским из­ дательством в 1955 году. Разносторонне одаренный, И. Истомин занимается драматургией, фольклором,, этнографией, переводом, увлекается живописью. Всей своей деятельностью- он содействует развитию культуры и ли­ тературы ненецкого народа. Очевидно,, что глубокий, обстоятельный анализ творчества нужен как читателю, так и самому И. Истомину. Дает ли такой ана­ лиз статья Л. Полонского? Скажем пря­ мо: не дает. Недостатки статьи опреде­ лены неверным подходом автора к твор­ честву писателя, что привело к одно­ стороннему и поверхностному разбору его произведений. Л. Полонский называет И. Истомина одним из зачинателей ненецкой литера­ туры, однако это положение ничем не- подтверждает. Нельзя забывать, что за­ долго до начала литературной деятель­ ности И. Истомина стали широко из­ вестными имена ряда ненецких, хантый­ ских, мансийских писателей. Особенно­ популярной была проза Н. Вылка, авто­ ра таких своеобразных повестей, каю «Вылка на острове», «Марья». На Яма- . ле активно работал прозаик и драматург Иван Федорович Ного. Творчество этих писателей не могло не оказать влияния на И. Истомина, и обходить этот вопрос в статье о ненецком писателе неправо­ мерно. К сожалению, Л. Полонский дру­ гих ненецких, хантыйских и мансийских литераторов упоминает только как пред­ шественников. И. Истомин на протяжении двадцати лет занимается собиранием и изучением ненецкого и хантыйского фольклора. Эта работа интересна и ценна не толь­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2