Сибирские огни, 1958, № 9

Три года назад, в момент выхода пер­ вой книжки, пожалуй, и сам автор за­ труднился бы ответить на эти вопросы. Но три года — срок немалый. И вот пе­ ред нами вторая книга поэта «Ветрам навстречу». Скажем сразу, книга эта — безуслов­ ная удача молодого поэта. Ее лицо опре­ деляют стихи первого раздела («Славное имя»). Это уже не случайные впечатле­ ния — поэт говорит о своих раздумьях, о выношенном, выстраданном... Главный герой стихов Л. Чикина — это коммунист, тот, кто всего себя, без остатка, отдает служению народу. Не­ легкая это судьба — быть там, где труднее всего, но именно в борьбе, в преодолении трудностей видит поэт большое, настоящее, человеческое сча­ стье. В стихотворении «Река», сравни­ вая «упрямую, дерзкую, чистую» реку с болотом, поэт говорит: Р ек а и звонка , и чи ста потому лишь, Что с гиблым покоем не хочет мириться ... От строки к строке развивается, обо­ гащается этот образ чистой дерзкой реки: И через пр е гр ады — в пути их немало — Она б не гремела , коль гор и збегала И каждую кочку в пути обходила, Тогда б не рекой ее звали , пожалуй ... ф И вот заключительная строфа: Не надо застоя! Не надо покоя! Бунтуй и д ерись закипающ им валом За право стремительной зв а ть с я рекою! Это восклицание — утверждение по­ эта — уже не звучит как отвлеченная декларация. Оно подготовлено всем настроением стихотворения, развитием поэтически конкретных параллельных образов упрямой реки «в пенистых клочьях» и болота. Быть может, этим стихотворением следовало бы открыть сборник, ибо именно здесь поэтический ключ к ак­ тивному, мажорному звучанию многих его стихов. Рисуя образы коммунистов, Л. Чикин стремится к обобщению, раскрывая ти­ пические характерные черты своего ге­ роя через конкретный поэтический об­ раз. В стихотворении «Уезжала в село коммуниста семья» это образ матери, с ее переживаниями, тревогой сначала за мужа, потом за сына. В стихотворении «Эстафета» — лирический образ самого поэта, вступающего в партию. Утверждая бессмертие дела коммуни­ стов, поэт прослеживает непрерываю- щуюся связь поколений борцов, своеоб­ разную эстафету: Я молод. Но вместе с партийным билетом, чтоб сердце мое не остыло в груди, истори я мне отдала эстаф ету : — Иди! — Не сдавай ся в пути! — Победи! Подлинная поэзия всегда искренна. Она рождается на пути больших пере­ живаний и раздумий. И когда, вступая в жизнь, поэт смотрит вдаль, оценивает прожитое, пытается заглянуть в себя, измерить свои силы, тогда возникают образы тех, кто с гордо поднятой го­ ловой прошел свой путь. ...Могильный холмик погибшего пар­ тизана. Нет стариков, которые знали его. Безвестная могила, но: И первый встречный на вопрос: — Кто это? — Здесь коммунист лежит! — ответит т ак . А он при ж изни коммунистом не был. Он просто был в мечту свою влюблен . Как травы — солнцем и к ак птицы — небом . Так дорожил народным счастьем он. И вот заключительные строки, обра­ щенные к себе: Мы бережем у сердца партбилеты . И на виду наш каждый малый шаг. Мы не бессмертны все — бессмертья нету . Но обо в сех ли скаж ут так? В лучших стихах, таких, как «Смелое имя», поэт добивается чеканной лако­ ничности, упругости стиха и простоты. Мы взяли смело коммунистов имя Не потому, что были я и ты С рожденья идеальны и чисты, А потому, что стать хотим такими . Эти строки — не случайная находка, и недаром же поэт признается: Мне порой не х в атало заученны х слов. Я искал их — чудесных , кр аси вы х и звонких , Я не зн ал , что я зы к нашей правды суров , и от верного слова держ ал ся в сторонке . Теперь это знание пришло. Найти свой путь в поэзии, почувствовать свои слова, свой голос — это, конечно, много,, очень много. Но далеко еще не все, ибо понять, как нужно писать, это еще не значит в полной мере овладеть мастер­ ством. Поэт JI. Чикин нашел свою дорогу. Но путь к мастерству, к большой поэзии нелегок. Это сознает поэт, много рабо­ тающий над формой стиха, над словом, поэт искренний, думающий, талантли­ вый. Порой поэту не хватает знания жиз­ ни. Ему нужно расширить круг своих наблюдений, пристальней всмотреться в своего героя, показать его в более ши­ роком, более масштабном плане, пока­ зать коммуниста в активном конкретном действии. Этот новый шаг в своем твор­ честве Л. Чикин мощет и должен сде­ лать. С. Смоляницкий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2