Сибирские огни, 1958, № 9
Пе р вые книг и 1 = у Поиски и р еш ения — Первая книга выливается, как дождь,— как-то заметил В. Шкловский. И это очень точно сказано' именно вы ливается! Яркие впечатления, запом нившиеся образы, переживания — од ним словом, обо всем, что оставило за метный след в душе, хочет рассказать поэт в своей первой книге. И, вероятно, поэтому порой нелегко бывает найти в ней главное. На первый взгляд, это произошло и с первой небольшой книжечкой Л. Чики- на. Уже одно ее название — «Стихи» — как бы определяет обилие тем, впечатле ний, еще не прошедших через жесткий фильтр отбора самого главного, значи тельного. Поэтому и по содержанию книжка распадается на отдельные главы («Рядо вые», «Над Обью широкой», «В краю новоселов», «Встречи и расставания»), внутри которых группируются близкие по теме стихи. Автор книжки был в ар мии, потом работал в газете, в сельском райкоме партии и, естественно, основу книги и составил жизненный материал — и военный, и послевоенный. И все же, даже в этой книжке, такой неровной, написанной еще неопытной рукой, в книжке, где поэт хочет сказать непременно обо всем, что его взволнова ло, уже прослеживается ее главное на правление, вырисовывается главная те мь, которая потом так ярко и отчетливо прозвучит во второй книге поэта. Тема эта—люди переднего края борь бы нашего народа за свое счастье, за по строение коммунизма, будь то солдаты Отечественной войны, комсомольцы-це линники или рабочие Новосибирского порта. Био гр аф и я моего поколения двадц аты х годов рождения — это с у р о ва я ж и зн ь солдата. Боями и марш ами она богата , — говорит поэт в лучшем стихотворении сборника «Биография», которое являет ся как бы поэтическим кредо автора. Забы ты походы. Окончены войны , Но нынче оп ять на земле неспокойно , И если протрубят горнисты тревогу , Если пошлют нас в большую дорогу — Снова уйдем в дал еки е марш и Ш тыками пи сать биографию нашу. Так заканчивается это стихотворение, где поэтически рассказана биография поколения «двадцатых годов рождения». Мое поколение, говорит Л. Чикин, и он действительно ощущает себя одним из многих, сливается с теми, кто в войну под фашистским огнем ходил в атаку, кто отправляется по зову партии на це лину, кто, наконец, снова готов, если по требуется, уйти «в далекие марши». Так утверждается право поэта гово рить от имени поколения. Мы в беде не оставим друга , Мы — повсюду одна семья , Если вместе и ты, и я. Это «мы» звучит в большинстве сти хов сборника, оно гармонично сливается с лирическим «я» поэта, и когда в сти хотворении «Слово о мире» поэт утвер ждает: Мы любим ж и знь , нас не пугает атом . Нам нуж ен мир, а вам нуж на воина , а дальше в этом же стихотворении: Вот з а окном прош ли на речку дети — Я охраняю будущее их... то этот переход от «мы» к «я» оправдан всем интонационным строем стихотворе ния, его внутренним движением. Но, несмотря ’ на ясно ощутимую гражданственность большинства стихов сборника, они еще звучат неубедитель но. Поэту мешают декларативность, за частую отсутствие конкретного поэтиче ского образа, эмоционального подъема. Впечатление от этой первой книжки та кое. поэт заговорил на большую, вол нующую, свою тему, есть что сказать, но ему не хватило голоса. Поэт еще не владеет мастерски словом, образом,, ин тонацией. Он еще пробует голос, ищет. И мы видим эти поиски — от попытки создать лирическую картину, где, по за мыслу, многое должно быть недосказа но, и до чеканной, суховатой, но креп кой афористичности. На чем остановит ся поэт? Где она, та, своя, найденная, выстраданная интонация? Как, какими приемами, какими поэтическими средст вами будет поэт развивать свою тему? Как он будет строить образную систе му стиха?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2