Сибирские огни, 1958, № 9

Пе р вые книг и 1 = у Поиски и р еш ения — Первая книга выливается, как дождь,— как-то заметил В. Шкловский. И это очень точно сказано' именно вы­ ливается! Яркие впечатления, запом­ нившиеся образы, переживания — од­ ним словом, обо всем, что оставило за­ метный след в душе, хочет рассказать поэт в своей первой книге. И, вероятно, поэтому порой нелегко бывает найти в ней главное. На первый взгляд, это произошло и с первой небольшой книжечкой Л. Чики- на. Уже одно ее название — «Стихи» — как бы определяет обилие тем, впечатле­ ний, еще не прошедших через жесткий фильтр отбора самого главного, значи­ тельного. Поэтому и по содержанию книжка распадается на отдельные главы («Рядо­ вые», «Над Обью широкой», «В краю новоселов», «Встречи и расставания»), внутри которых группируются близкие по теме стихи. Автор книжки был в ар­ мии, потом работал в газете, в сельском райкоме партии и, естественно, основу книги и составил жизненный материал — и военный, и послевоенный. И все же, даже в этой книжке, такой неровной, написанной еще неопытной рукой, в книжке, где поэт хочет сказать непременно обо всем, что его взволнова­ ло, уже прослеживается ее главное на­ правление, вырисовывается главная те­ мь, которая потом так ярко и отчетливо прозвучит во второй книге поэта. Тема эта—люди переднего края борь­ бы нашего народа за свое счастье, за по­ строение коммунизма, будь то солдаты Отечественной войны, комсомольцы-це­ линники или рабочие Новосибирского порта. Био гр аф и я моего поколения двадц аты х годов рождения — это с у р о ва я ж и зн ь солдата. Боями и марш ами она богата , — говорит поэт в лучшем стихотворении сборника «Биография», которое являет­ ся как бы поэтическим кредо автора. Забы ты походы. Окончены войны , Но нынче оп ять на земле неспокойно , И если протрубят горнисты тревогу , Если пошлют нас в большую дорогу — Снова уйдем в дал еки е марш и Ш тыками пи сать биографию нашу. Так заканчивается это стихотворение, где поэтически рассказана биография поколения «двадцатых годов рождения». Мое поколение, говорит Л. Чикин, и он действительно ощущает себя одним из многих, сливается с теми, кто в войну под фашистским огнем ходил в атаку, кто отправляется по зову партии на це­ лину, кто, наконец, снова готов, если по­ требуется, уйти «в далекие марши». Так утверждается право поэта гово­ рить от имени поколения. Мы в беде не оставим друга , Мы — повсюду одна семья , Если вместе и ты, и я. Это «мы» звучит в большинстве сти­ хов сборника, оно гармонично сливается с лирическим «я» поэта, и когда в сти­ хотворении «Слово о мире» поэт утвер­ ждает: Мы любим ж и знь , нас не пугает атом . Нам нуж ен мир, а вам нуж на воина , а дальше в этом же стихотворении: Вот з а окном прош ли на речку дети — Я охраняю будущее их... то этот переход от «мы» к «я» оправдан всем интонационным строем стихотворе­ ния, его внутренним движением. Но, несмотря ’ на ясно ощутимую гражданственность большинства стихов сборника, они еще звучат неубедитель­ но. Поэту мешают декларативность, за­ частую отсутствие конкретного поэтиче­ ского образа, эмоционального подъема. Впечатление от этой первой книжки та­ кое. поэт заговорил на большую, вол­ нующую, свою тему, есть что сказать, но ему не хватило голоса. Поэт еще не владеет мастерски словом, образом,, ин­ тонацией. Он еще пробует голос, ищет. И мы видим эти поиски — от попытки создать лирическую картину, где, по за­ мыслу, многое должно быть недосказа­ но, и до чеканной, суховатой, но креп­ кой афористичности. На чем остановит­ ся поэт? Где она, та, своя, найденная, выстраданная интонация? Как, какими приемами, какими поэтическими средст­ вами будет поэт развивать свою тему? Как он будет строить образную систе­ му стиха?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2