Сибирские огни, 1958, № 9

ет главное в поэзии! Главное — сердце, а холодный рассудок оставим критикам! Итак, мысль и чувство. Вечный спор. Вечный и... нелепый. Ибо чувство толь­ ко тогда чувство, когда оно осмыслено. Без этого оно остается всего лишь ощу­ щением — эмоциональной категорией низшего порядка. Потому-то и доступны чувства только человеку, только ему одному во всей живой природе. И тем тоньше, глубже, богаче они, чем выше организован разум. А между тем: не останавливаемся ли мы иногда в своих стихах как раз на ступени ощущения? Не пытаемся ли .мы подчас выдать ощущение за подлинное чувство? Вот стихотворение А. Преловского: « ч а с т н ы й с л у ч а й » За плотными ш торами не видны Набухшие почки акации . Склонились над номером очередным Работники местной редакции . Но вдруг сюда, в прокуренный спор. Запнувш и сь за ножку стулика , Влетел потерянный было спецкор С огромной охапкой багульника . «А ну, дру зья , принимайте весну! З а ней всю тайгу и зла зал я!» И сам р едактор окно распахнул . Корректор сбегал за вазами . И очень мирно закончился спор. Я все посвеж ели лицами , Без р азно гласий весну и спорт Связали с передовицей мы. А он стоял н а каждом столе. Как зн ам я таежной вольницы . И показалось , что на сто лег Нам пр ел есть эта запомнится . Как будто не он, а тай г а сам а Весенними пахнет просторами ... Эх, в зя т ь бы его — д а во все дома. Где окна с глухими шторами! Оставим на этот раз возможные лите­ ратурные параллели (хотя их много). Не в них дело. На первый взгляд, в приведенных сти­ хах есть мысль, подтекст. Но в чем же он все-таки заключается конкретно? Что символизирует этот магический багуль­ ник? Если только свежесть «вообще», новизну «вообще», пробуждение «вооб­ ще», — то этого очень мало. Как это ни парадоксально, подлинное художествен­ ное обобщение предполагает конкрет­ ность мысли. Ведь, в конце концов, од­ ним нашествием бездумной «свежести» и непосредственности мир не передела­ ешь. У самого махрового бюрократа на столе могут стоять махровые цветы. Чтобы в эти стихи явилась подлинная поэтическая мысль, а с нею — и под­ линное чувство (а не ощущение!), авто­ ру следовало, наверное, подумать: а что> , же именно считает он в жизни действи­ тельно свежим, новым, растущим, «ве­ сенним»? Известное стихотворение С. Щипа- чева (далеко не самого любимого моего- поэта) заканчивается словами: Реш ать п артийны е дела нельзя , не чувствуя весныГ Как будто то же, что и у Прелов­ ского. На деле же — нет. Для партий­ ного работника весна — это не только- пьянящий воздух, подснежники и влюб­ ленные парочки на улицах. Весна —- это еще и ряд новых хозяйственных за­ бот, не учитывая которых, действитель­ но нельзя «решать партийные дела».. Концовка стихотворения звучит уже не просто как прекраснодушное пожела­ ние, а как поэтически познанный закон нашей жизни. А там уже открывается безграничный простор для всех возмож­ ных подтекстов: о борьбе нового со ста­ рым, о человечности, жизненности пар­ тийной политики и так далее. Это уже чувство, а не ощущение. А вот милое стихотворение 3. Яхнияа «Мальчишки» — типичные «стихи ощу­ щения». Ведь, в сущности, «конфликт» между «скучным докладчиком» и геро­ ем, сохранившим озорную мальчише­ скую непосредственность, — отнюдь не пища для большого чувства. И в чи­ тателе такие стихи рождают только «ощущение»: Не поступайте же т ак безж алостно . Я. честное слово, мальчиш ки , не вру . Вы примите меня, пож алуйста , В эту Очень плохую Игру. Вся эта инфантильность только мила, но не больше. А хочется большего! К тем же «стихам ощущений» можно отнести и «Тринадцатую весну» JI. Руб­ цовой, и «Следы на камне» (стихотво­ рение, давшее название сборнику) П. Реутского... Да стоит ли умножать список примеров? Давайте сами поли­ стаем свои сборники, подумаем вместе: не отдали ли мы еще где-нибудь дань «ощущению», прикинувшемуся настоя­ щим поэтическим чувством? У д о с т о в ер ен и е личности У Зория Яхнина есть знаменательное короткое стихотворение: Писать мы все т ак начинали — Про голубую высоту, О синих дымках , Синей дали... Не в ж и зни к р асо ту искали . В словах Искали красоту . И, п у зы р ек чернил истратив , Бывало строчку подзагнешь . Потом, не то чтобы читатель . Но даже сам не разбереш ь . Теперь мы рады . Если скаж ет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2