Сибирские огни, 1958, № 9
«Право на существование...». Как ча сто звучат эти три слова на наших твор ческих собраниях! И как редко вдумы ваемся мы, какой, по существу, обидный смысл затаен в них. Право — не на жизнь, а на существование! И это в применении к произведениям поэзии, ко торые, по неоднократным заверениям самих поэтов, стоят большого труда, бессонных ночей, творческих мук. По пробуйте произнести вслух, что свет- ловская «Гренада» или «Песня о ветре» В. Луговского «имеют право на сущест вование», и вы почувствуете, как чудо вищно это звучит. Эти стихи не имели права не быть! Но, как ни странно, мы всегда до вольствуемся этим «правом на сущест вование», забывая о том, что оно озна чает, по сути дела, смертный приговор. Больше того: многие стихи так и пишут ся с ориентацией на это нерадостное право... До сих нор я меньше всего говорил о книжке стихов Любови Рубцовой. И не случайно. В этой книжке, на мой взгляд, больше, чем в других трех, свое го, интересного, неповторимого. Меня ш вы ряло в юности , к а к щ епку- Ш вы ряет бесн ов атая волна. З вер ен ок лю бо зн ательный , я кр еп ко Бы ла в стихию стр ан ствий влюблена... Это начало стихотворения «О роман тике». Не во всем безупречно это стихо творение. Но ему веришь. И его не пе ренесешь в книгу А. Преловского или П. Реутского, ибо в этом стихотворении есть человек, его судьба, его взлеты, падения и поиски. Человек с нелегкой, беспокойной и горчащей, как морская волна, судьбой. И, что самое ценное, того же героя (героиню) узнаем мы и во многих других стихах. Ты... правду мне привези! Чтоб я пер еж и ть сумела Всю трудность твоих дорог В засн еж енны х ск ал ах белых, В лодчонке — через порог Ревущ ей реки таеж н ой — Над смертью повисший мосток... Не будь чересчур осторожным . Я ж енщина . Не цветок . Так кончаются стихи «Геологу». Ка залось бы, ничего принципиально ново го. Но именно потому, что эти стихи ле жат в русле всего поэтического миро ощущения Рубцовой, они воспринима ются как нечто большее, чем случайная удача, происходящая просто от умения писать стихи. Кстати, стихи о любви удаются Рубцовой лучше других. И это благодаря тому, что всем им присуще внутреннее единство. Это не «любовь вообще», а любовь конкретного челове ка, с конкретной судьбой, взглядами и интересами. Это уже стихи не только о любви, но и об отношении к миру, к людям. Перечтите еще раз те же стихи «Геологу»! Очень хотелось бы на этом и закон чить разговор о книжке Любови Рубцо вой. Слабые строки, отдельные просче ты можно было бы оставить до другого раза. Но... есть вещи, о которых нельзя промолчать и сегодня. В сборнике Рубцовой слишком много балласта. Ну зачем в нем эти скороспе ло-вымученные стихи на «колхозную тему»? Есть у нас в колхозе Груня, Знатный бригадир . В клубе — п ерв ая певунья , В поле — командир... Да полно, Рубцова ли это? Чужие это стихи, чужие интонации. И, как всякий перепев, они не имеют решительно ни какой художественной ценности. Такие стихи попали в книжку, очевидно, из стремления поскорее «отразить совре менность», как будто не «современны» другие, лучшие стихи поэта! Ясно, что в жизнь села поэтесса еще не вгляде лась пристально. Не лучше ли было по дождать «отражать» ее, подумать, по искать «свое»? Так нет же! Мне завидую т подруги, Что всегда я весела . Что я лучш его в окру ге Тракториста завлекла . .. И дальше следует давно знакомая история о том, что любимый, увлечен ный «посевной кампанией», не ходит на свидания. Героиня, конечно, огорчена... Как это все плоско, не ново, каким су конным языком написаны эти стихи. И, главное — зачем? А ни за чем! Складно — и ладно: «имеет право на существование». И в результате «право на существование» получила явная безвкусица, пошлость. Прости мне, Люба Рубцова, резкость этих слов. Именно уважение к лучшим стихам книжки, к тебе, к твоей поэзии побуждает меня говорить таким обра зом. Надо уважать себя. Надо уважать лю дей, о которых и для которых пишешь. И надо раз навсегда вычеркнуть из ко декса поэзии пресловутое «право на су ществование» — оправдание всяческой серятины, работы «в полнакала». Ч ув ств о или ощ ущ ен и е? Есть еще одно, на первый взгляд, до- новую, свежую мысль, «открытие»! вольно веское возражение: . А куда же девалось чувство? Ведь имен- — Обязательным качеством каждого но непосредственность, искренность и хорошего стихотворения ты считаешь яркость человеческого чувства составля- 12. «Сибирские огни» № 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2