Сибирские огни, 1958, № 9
ИЛЬЯ ФОНЯКОВ Подумаем вм есте Передо мной лежат четыре книжки — тоненьких, скромных, в мягких облож ках. «Стихи» Любови Рубцовой и «Во сточным ветрам навстречу» Зория Яхни- на вышли в Красноярске, «Багульник» Анатолия Преловского и «Следы на кам не» Петра Реутского — в Иркутске. Все это первые книжки поэтов. Моих ровесников. Ровесников не столько по возрасту, сколько по литературному «стажу». Я хорошо знаю их. И как-то не хочется сейчас становиться в позу бесстрастного «рецензента», который прикидывается ни с кем не знакомым, даже о себе говорит в третьем лице («автор этих строк»). Не хочется взве шивать удачные и неудачные строки, плюсы и минусы, чтобы затем вывести из двоек и пятерок школярский «сред ний балл». Есть, мне кажется, более серьезная тема для разговора «по ду шам». Почему все-таки получается так: прочтешь книжку, порадуешься счастли вым «находкам», поморщишься от аля поватых рифм — и не возникает жела ния перечитать ее снова и снова? Поче му так назойливо приходит мысль, что сборника могло бы и не быть? Это очень трудный и горький раз говор. И менторский тон здесь менее всего уместен. Я ведь тоже пишу стихи. И, может быть, в эту самую минуту тот же 3. Яхнин или П. Реутский закры вают мою книжку приблизительно с та кими же мыслями... Общие радости у нас и общие беды. То ли мы пишем, друзья, что нужно, о том ли и так ли, как надо, пишем? Вот что мучит, вот что тревожит. Да вайте подумаем вместе! Т ак что ж е т ак о е см ел о сть ? От нас требуют смелости. Требуют устно, письменно и печатно. «Писатель обязан смело вторгаться в жизнь». Едва ли кто-нибудь осмелится возразить про тив этого тезиса. Но что же все-таки такое она, эта смелость? Может быть, она — в том, чтобы соз давать хитрые аллегории, подобные тем, которые Гейне назвал в свое вре мя «тонкими намеками на содержимое выеденного яйца»? Но если это сме лость, так что же тогда трусость? Может быть, «секрет» смелости в ка ких-либо невероятных сравнениях, сверх- замысловатых рифмах? Или в том, что бы быть как можно непонятнее? Тоже едва ли... Мне кажется, что в поэзии понятие «смелость» идентично понятию «новиз на». Новизна чувств, мыслей, обобще ний. Эту новизну не выдумаешь: она рождается не в голове поэта, а в жизни, и только человек, обладающий острым чутьем современности, способен претен довать на нее. Возможно, все это — та кая же прописная истина, как и само требование смелости. Но если она всем известна, то почему же кочуют из сбор ника в сборник многочисленные «общие места», философские аксиомы, сорока строчные доказательства того, что бе лое — это белое, а черное — черное? Почему во многих стихах начисто отсут ствует даже попытка обобщения? Сборник Реутского открывается сти хотворением «Моя тайга». Оно, в общем, неплохо написано: есть не только раз мер и рифма, но и сравнения, и детали. Есть «ударная» концовка: А люди там на песни, что ль похожи, А песни там , к а к люди , хороши! И все же: о чем эти стихи? Во имя чего они написаны? Неужели только для того, чтобы возвестить миру: я, Петр Реутский, люблю тайгу? Что нового узнает из стихотворения читатель? О красотах тайги можно прочесть в про заическом очерке. У очеркиста, кстати, и простор для описаний больше. По хвальное чувство любви к родному краю никак не осмыслено поэтом, не подня то до высоты философского обобщения. Понятно, для чего написана, скажем, лермонтовская «Родина»: отбрасывая то, что он считает второстепенным, поэт утверждает свое понимание Родины, свой демократический идеал. А для чего написано «Родное» А. Преловско го? Для того лишь, чтобы сообщить, что и колодец с замшелой колодиной, и клин журавлей, и песня девчат, и красный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2