Сибирские огни, 1958, № 9

отношения к лесозаготовкам не имеет. — Самое прямое отношение, товарищ начальник. Какой же город бывает без парка? А красивей того кусочка леса, что на берегу, не сыскать. Вот мы и ре­ шили оставить его, не вырубать...» Менее всего ожидал Полухин такого оборота дела. Некоторое время он уси­ ленно дымил трубкой и молчал. Потом все так же молча расстегнул планшет, вытащил из него карту и, начертив ка­ рандашом правильный квадрат, в цент­ ре его написал: «Муравьевский парк». Связь человека с природой раскры­ вается писателем через труд, труд упор­ ный, настойчивый. Не праздные созер­ цатели красот, не досужие любители природы населяют книги Ник. Устинови- ка, в них живут и действуют сильные, волевые, благородные люди. В каждом из них за немногословней, внешней про­ стотой и незатейливостью поступков видны высокий патриотизм, верность гражданскому долгу, чувству товарище­ ства. Таковы Михаил Андреев, продемон­ стрировавший перед хвастливым и само­ уверенным иностранным туристом высо­ кое достоинство советского человека; Денис Коробов, готовый на все, чтобы выручить из беды повредившего в тайге ногу незнакомого ему биолога; Фома Кудряш и его товарищи, метр за мет­ ром проходящие под землей сквозь веч­ ную мерзлоту в поисках золотоносного пласта. Впрочем, в семье не без урода. Тайга с ее суровостью, с опасностями, таящи­ мися чуть ли не на каждом шагу,— хо­ рошая проверка моральных качеств че­ ловека. Неискренние, малодушные люди не выдерживают ее испытаний. И даже те из них, кому удавалось прежде что- то утаить от окружающих, перед лицом серьезной угрозы оказываются безоруж­ ными: тут нельзя ни притвориться, ни слукавить — тайга выдает подлинную сущность человека. В этом смысле для таежников утра­ тила актуальность старая пословица о гом, что нужно съесть с человеком пуд соли, прежде чем узнаешь, каков он. Этого не потребовалось группе развед­ чиков, которых зимой в глухой тайге по­ стигла беда: они оказались лишенными возможности выбраться на поверхность земли из глубокого шурфа. Писатель по­ казывает, как в этой сложной обстанов­ ке выявляются характеры людей. Не все нашли в себе силы мужественно противостоять трудностям. Гаденькая, трусливая душа Антона Дергачева дала себя почувствовать уже в первые мину­ ты опасности. И все увидели, что тот, кто жил среди них и считался товари­ щем, на самом деле — мелкий негодяй и эгоист. Но не люди, подобные Дергачеву, привлекают внимание писателя. Из всех его рассказов можно назвать, по­ жалуй, еще лишь «Отверженный», где создана зловещая фигура Тимофея Кис- лова, также нарушившего таежные тра­ диции товарищества и ставшего винов­ ником гибели своего спутника. Героев Ник. Устиновича отличает глубокая че­ ловечность. Вот сцена охоты на глуха­ рей из рассказа «Медвежий бор»: «Выждав, когда птица начнет петь, я выстрелил. На один миг воцарилась ти­ шина, потом глухарь, бессильно раски­ нув крылья, рухнул на землю. Вслед за ним на мокрый снег мягко упало не­ сколько срубленных дробью веточек, застучала по сучьям шишка, и все опять замерло. Только черное перышко долго еще кружилось в воздухе. Я подошел к птице. Глухарь лежал на усеянной сосновыми иглами проталине, откинув назад большую голову. Когти растопыренной лапы судорожно впились в землю, в открытых глазах застыли отблески весенней зари... Подняв добычу, я закинул ее за пле­ чо, и, не знаю почему, мне стало груст­ но. Поодаль затоковал другой глухарь, но идти к нему уже не хотелось. Посто­ яв под сосной, я медленно направился к месту нашей ночевки». Приведенный отрывок — один из второстепенных эпизодов в рассказе, со­ держание, смысл которого совсем в дру­ гом. Но разве эти строки не являются сами по себе вполне законченным поэти­ ческим рассказом? Как емко и зримо нарисована картина охоты; Щакие точ­ ные детали увидены автором: мягко упавшие на снег веточки, срубленные дробью; стучащая по сучьям сухая шиш­ ка; кружащееся в воздухе черное глуха­ риное перо... И пусть мы не знаем всего рассказа, разве переданные здесь в не­ скольких строках чувства охотника, дви­ жение его души не раскрывают перед нами человеческий характер? Люди в рассказах Ник. Устиновича настолько влюблены в тайгу, настолько органично, на всю жизнь, слиты с нею, что разделить их невозможно. Колхозный мельник Яков Матвеевич серьезно заболел, и врачи строго-настро­ го запретили ему работать. Он перебрал­ ся с мельницы в свою избушку, и его перестали видеть даже на реке, где страстный рыболов прежде пропадал дни и ночи. Старик буквально стал таять, побледнел, сгорбился. «—Нет уж, браток, — отвечал он каждому, кто старался его подбод­ рить, — теперь моя песенка спета... Спасет меня только живая вода. А она лишь в сказках бывает...» Так рассказчик и уехал из деревни с горьким чувством, что больше ему не увидеть славного старика-рыбака. Како­ во же было его удивление, когда, вер­ нувшись спустя два года, он вдруг уви­ дел на реке прежнего Матвеича — све­ жего, сильного, с головы до ног запо­ рошенного мукой... Что же случилось?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2