Сибирские огни, 1958, № 9
отношения к лесозаготовкам не имеет. — Самое прямое отношение, товарищ начальник. Какой же город бывает без парка? А красивей того кусочка леса, что на берегу, не сыскать. Вот мы и ре шили оставить его, не вырубать...» Менее всего ожидал Полухин такого оборота дела. Некоторое время он уси ленно дымил трубкой и молчал. Потом все так же молча расстегнул планшет, вытащил из него карту и, начертив ка рандашом правильный квадрат, в цент ре его написал: «Муравьевский парк». Связь человека с природой раскры вается писателем через труд, труд упор ный, настойчивый. Не праздные созер цатели красот, не досужие любители природы населяют книги Ник. Устинови- ка, в них живут и действуют сильные, волевые, благородные люди. В каждом из них за немногословней, внешней про стотой и незатейливостью поступков видны высокий патриотизм, верность гражданскому долгу, чувству товарище ства. Таковы Михаил Андреев, продемон стрировавший перед хвастливым и само уверенным иностранным туристом высо кое достоинство советского человека; Денис Коробов, готовый на все, чтобы выручить из беды повредившего в тайге ногу незнакомого ему биолога; Фома Кудряш и его товарищи, метр за мет ром проходящие под землей сквозь веч ную мерзлоту в поисках золотоносного пласта. Впрочем, в семье не без урода. Тайга с ее суровостью, с опасностями, таящи мися чуть ли не на каждом шагу,— хо рошая проверка моральных качеств че ловека. Неискренние, малодушные люди не выдерживают ее испытаний. И даже те из них, кому удавалось прежде что- то утаить от окружающих, перед лицом серьезной угрозы оказываются безоруж ными: тут нельзя ни притвориться, ни слукавить — тайга выдает подлинную сущность человека. В этом смысле для таежников утра тила актуальность старая пословица о гом, что нужно съесть с человеком пуд соли, прежде чем узнаешь, каков он. Этого не потребовалось группе развед чиков, которых зимой в глухой тайге по стигла беда: они оказались лишенными возможности выбраться на поверхность земли из глубокого шурфа. Писатель по казывает, как в этой сложной обстанов ке выявляются характеры людей. Не все нашли в себе силы мужественно противостоять трудностям. Гаденькая, трусливая душа Антона Дергачева дала себя почувствовать уже в первые мину ты опасности. И все увидели, что тот, кто жил среди них и считался товари щем, на самом деле — мелкий негодяй и эгоист. Но не люди, подобные Дергачеву, привлекают внимание писателя. Из всех его рассказов можно назвать, по жалуй, еще лишь «Отверженный», где создана зловещая фигура Тимофея Кис- лова, также нарушившего таежные тра диции товарищества и ставшего винов ником гибели своего спутника. Героев Ник. Устиновича отличает глубокая че ловечность. Вот сцена охоты на глуха рей из рассказа «Медвежий бор»: «Выждав, когда птица начнет петь, я выстрелил. На один миг воцарилась ти шина, потом глухарь, бессильно раски нув крылья, рухнул на землю. Вслед за ним на мокрый снег мягко упало не сколько срубленных дробью веточек, застучала по сучьям шишка, и все опять замерло. Только черное перышко долго еще кружилось в воздухе. Я подошел к птице. Глухарь лежал на усеянной сосновыми иглами проталине, откинув назад большую голову. Когти растопыренной лапы судорожно впились в землю, в открытых глазах застыли отблески весенней зари... Подняв добычу, я закинул ее за пле чо, и, не знаю почему, мне стало груст но. Поодаль затоковал другой глухарь, но идти к нему уже не хотелось. Посто яв под сосной, я медленно направился к месту нашей ночевки». Приведенный отрывок — один из второстепенных эпизодов в рассказе, со держание, смысл которого совсем в дру гом. Но разве эти строки не являются сами по себе вполне законченным поэти ческим рассказом? Как емко и зримо нарисована картина охоты; Щакие точ ные детали увидены автором: мягко упавшие на снег веточки, срубленные дробью; стучащая по сучьям сухая шиш ка; кружащееся в воздухе черное глуха риное перо... И пусть мы не знаем всего рассказа, разве переданные здесь в не скольких строках чувства охотника, дви жение его души не раскрывают перед нами человеческий характер? Люди в рассказах Ник. Устиновича настолько влюблены в тайгу, настолько органично, на всю жизнь, слиты с нею, что разделить их невозможно. Колхозный мельник Яков Матвеевич серьезно заболел, и врачи строго-настро го запретили ему работать. Он перебрал ся с мельницы в свою избушку, и его перестали видеть даже на реке, где страстный рыболов прежде пропадал дни и ночи. Старик буквально стал таять, побледнел, сгорбился. «—Нет уж, браток, — отвечал он каждому, кто старался его подбод рить, — теперь моя песенка спета... Спасет меня только живая вода. А она лишь в сказках бывает...» Так рассказчик и уехал из деревни с горьким чувством, что больше ему не увидеть славного старика-рыбака. Како во же было его удивление, когда, вер нувшись спустя два года, он вдруг уви дел на реке прежнего Матвеича — све жего, сильного, с головы до ног запо рошенного мукой... Что же случилось?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2