Сибирские огни, 1958, № 9
этих очерков живые, не выдуманные люди. И, естественно, что узнав о мас штабах и перспективах, например, круп ного железорудного месторождения, об наруженного в развилине рек Енисея и Ангары, о тех колоссальных трудно стях, с которыми было сопряжено это открытие, хочется увидеть и того чело века, талантом, усилием которого достиг нута эта победа. И здесь недостаточно только имени и отчества геолога Мед ведкова. От писательского очерка' ждешь большего. В этом смысле больший интерес пред ставляет сборник очерков Ник. Ус тиновича «Откровенный разговор» (1954 г.), который весь построен на рас крытии различных человеческих харак теров. Очерки, составившие этот сбор ник, примечательны для писателя еще в одном отношении: >в них сказалось по вышение политической активности Ник. Устиновича. С публицистической страст ностью выступает он как борец с непо ладками в нашей жизни, как обличитель косности, верхоглядства, зазнайства, клеветничества и прочих уродливых, чуждых нашей морали явлений. Вот вчерашний тракторист-новатор Алексей Кузьмин, который от чрезмер ных похвал и почестей стал чванлив и высокомерен с товарищами; вот предсе датель райсовета Агапов, воспринявший решения партии и правительства бюро кратически бескрыло и, по сути, ме шающий колхозам вести хозяйство; вот секретарь райкома Сидоров, которому колхозники дали прозвище «Попрыгун» за то, что он не вникает в их дела, а лишь скачет из одного села в другое, сотрясая воздух «руководящими указа ниями». Эти и другие очерки из сборни ка «Откровенный разговор» злободнев ны, остры, свидетельствуют о творче ском движении писателя. Образы людей здесь приобретают индивидуальные чер-. ты, становятся зримыми, объемными, более полно, чем прежде, выявляются характеры. Все это скажется в дальнейшей рабо те Ник. Устиновича, когда он вернется к своему любимому герою — труженику тайги. * * * За время, минувшее после появления первой небольшой книжки рассказов ^Лесная жизнь», в различных издатель ствах вышло более двадцати книг писа теля. Большую часть их составляют сборники рассказов — «Аромат земли», «В лесной глуши» (1945 г.), «По • сле ду» (1946 г.), «Соки земли», «В тай ге» (1947 г.), «Рассказы следопыта» (1948 г.), «От весны до весны» (1949 г.), «Таежные встречи» (1953 г.), «Таежные рассказы» (1957 г.) и другие. О расска зах сибирского писателя знают теперь не только его земляки: они выпускались от дельными изданиями в «Советском писа теле», Детгизе, перепечатывались в Ки тае, Болгарии, Чехословакии. Можно сказать с уверенностью, что лучшее из того, что создал писатель, заключено в его рассказах. Именно в них самобытное дарование Ник. Устино вича, его писательская индивидуаль ность проявились наиболее полно. Твор чество Ник. Устиновича-рассказчика глубоко и разносторонне. Оно открыва ет перед читателем суровую красоту си бирской земли, воспитывает в нем высо кое чувство природы, любви к родному краю. Сложный, своеобычный мир тайги в рассказах Ник. Устиновича наполняет ся светом человеческого разума и словно становится вдруг иным: непостижимое сказывается понятным, тайное — яв ным, замысловатое—немудреным; каж дый шорох приобретает свое содержа ние, каждое движение — целесообраз ность. Писатель чувствует природу по- пришвински тонко, зорко видит проис ходящее в ней и умеет передать увиден ное интересно и проникновенно. Большая поэтическая тема — Чело век и Природа — звучит лейтмотивом лучших рассказов писателя. Все его произведения этого цикла по-хорошему тенденциозны: человек — хозяин и -муд рый друг природы, его усилиями и во лей родная земля становится еще более щедрой и прекрасной. «— В тайге веди себя не как гость, а как хозяин»,— говорит в одном из рас сказов старый таежник Максимыч свое му спутнику.— «Знай, что все может принести пользу, умей только сообра жать». Эту главную мысль Ник. Устинович утверждает как подлинный художник, мы почти не встретим в его рассказах декларативных и прямолинейных реше ний темы. Начальник лесозаготовительных ра бот Полухин, прибыв на место, куда он двумя неделями раньше послал бригаду лесорубов, увидел, что выбранный им на берегу реки участок для лесосеки по- прежнему стоит нетронутым. Встретив шаяся девушка сообщила, что лес валят где-то в глубине бора. Возмущенный Полухин твердо решил наказать брига дира Анатолия Муравьева («Ведь доду мался же человек начать заготовку леса в стороне от реки! Вместо того, чтобы валить деревья на берегу, а потом про сто-напросто сталкивать бревна в воду, этот головотяп создал совершенно лиш нюю работу по перевозке!») и, добрав шись к месту работ, потребовал от не го объяснений, но бригадир говорит о том, что разведчики обнаружили у реки железную руду, что жила оказалась та кой богатой, что ее хватит на десять пя тилеток, что скоро здесь непременно вы растет поселок, а то и город... «—Все это правильно,— перебил его Полухин, — но, мне кажется, никакого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2