Сибирские огни, 1958, № 9

сколько от авторского замысла и его ре­ шения. При этом очень хорошо, разу­ меется, если интересный, заниматель­ ный сюжет увлекает читателя, приковы­ вает его внимание. Но и сюжет, и ком­ позиция, и язык — все средства художе­ ственной выразительности должны слу­ жить в произведении главной цели: пол­ ному, яркому, разностороннему изобра­ жению человека. Даже самый «приклю­ ченческий» сюжет, удачно найденный писателем и глубоко им продуманный, может с предельной полнотой раскрыть образы героев, если сюжет не станет для автора самоцелью, если каждый его поворот будет обращен к герою и опре­ делен задачей показать этого героя с какой-то новой стороны, выявить в его характере какие-то новые черты. В еще большей степени, нежели в «Золотой пади», приключенческие пери, петии увлекли Ник. Устиновича в его последней повести «Черное озеро». Эту свою книгу, в отличие от предыдущих, автор так и назвал — приключенческая повесть. В ней писатель вновь обращает­ ся к близкой ему теме освоения тайги, ее богатств. И опять, на этот раз осо­ бенно губительно, сказалась уже знако­ мая нам ошибка: идея повести раствори­ лась в потоке самых невероятных сю­ жетных ухищрений. Читаешь повесть и невольно прихо­ дишь к мысли, что писатель обедняет себя, уходит от своей темы, расходует силы и время на «мелочи», ему несвой­ ственные, чуждые его дарованию. * * * Особое место в творчестве Ник. Усти­ новича занимает повесть «Вторая брига­ да» и роман «Маяк в степи». Оба эти произведения посвящены жизни де­ ревни. В повести рисуется один из сибирских колхозов в трудные годы Великой Оте­ чественной войны. Уходят на фронт пос­ ледние из оставшихся на селе мужчин. На заседании правления колхоза решено сделать бригадиром молодую девушку Машу Дроздову. По этому поводу пред­ седатель колхоза говорит: —■Вот они, новые кадры-то. Недавно, поди, еще в куклы играла... И сразу — такое дело на плечи. Да-а, братцы, кру­ тое переживаем времечко! Содержание повести и составляет по­ каз того, как неопытная, но расторопная девушка руководит своей бригадой, вы­ водит ее из прорыва и успешно прово­ дит весенний сев. При этом автор, пока­ зывая трудности, перед которыми ока­ зывается Маша, заставляет ее, пожалуй, уж слишком легко и быстро их преодо­ левать. Впрочем, это относится не толь­ ко к главной героине. Уже в середине повести становится совершенно ясно, что какие бы новые сложности и пре­ пятствия ни возникли на пути, они не помешают счастливому финалу. Так оно и происходит. Повесть кончается благо­ получным разрешением всех конфлик­ тов и традиционным торжеством с бли­ нами и пирогами. Элементы облегченного изображения , жизни, схематизма в обрисовке характе­ ров героев оказались в повести настоль­ ко ощутимы, что непоправимо пострада­ ли даже правдиво и живо написанные в ней страницы. Подобная неудача постигла Ник. Устиновича и в романе «Маяк в степи» (1951 г.). Едва ли есть надобность по­ дробно останавливаться сейчас на романе «Маяк в степи», который-, как и повесть «Вторая бригада», не вошел ни в одну из книг Ник. Устиновича и уже был в свое время подвергнут справедливой критике. Мы вспоминаем о нем здесь лишь для того, чтобы показать, каким путем шел писатель к созданию много­ гранного, художественно полноценного образа современника. Каждый писатель идет к этой цели по-разному. Но если говорить о Ник. Устиновиче, то можно сказать с уверен­ ностью, что его дорога лежит далеко в стороне от повестей, подобных «Черно­ му озеру». Путь Устиновича-художника наметился еще в его первой книжке «Лесная жизнь», и затем, на протяже­ нии многих лет, писатель неизменно до­ казывал, что он сильнее всего в расска­ зах, посвященных сибирской природе, людям тайги. Вот в этом направлении Ник. Устиновичу и следовало работать! Через рассказ, в котором полной грудью дывдит человек, лежал для него путь к роману. И, пожалуй, еще через очерк. Жанр этот не нов для Ник. Устиновича. Боль­ ше того, опытный и старый газетчик, он давно уже зарекомендовал себя умелым очеркистом. Кроме очерков, опублико­ ванных в периодической печати, извест­ ны очерковые сборники Ник. Устинови­ ча, вышедшие отдельными изданиями. Остановимся на двух из них, напи­ санных в разное время и принципиально отличающихся друг от друга. Первый —• «Сокровище Приангарья» (1949 г.) привлекает внимание живым, взволнованным рассказом о великих де­ лах, совершаемых советскими людьми в прежде дикой тайге. В этом сборнике содержится много интересных сведений о родном крае, они проникнуты подлин­ ной заинтересованностью к тому, чем наполнены трудовые будни сибиряков— строителей новой жизни. И все же очерки эти несут на себе печать «газет- ности» и тех слабостей писателя, о ко­ торых мы говорили выше. Рассказывая о громадных переменах в жизни края, о том, как советские люди покоряют не­ оглядные просторы Сибири и овладева­ ют ее неистощимыми богатствами, Ник. Устинович больше показывает дела че­ ловека, нежели его самого. А ведь герои

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2