Сибирские огни, 1958, № 9
сколько от авторского замысла и его ре шения. При этом очень хорошо, разу меется, если интересный, заниматель ный сюжет увлекает читателя, приковы вает его внимание. Но и сюжет, и ком позиция, и язык — все средства художе ственной выразительности должны слу жить в произведении главной цели: пол ному, яркому, разностороннему изобра жению человека. Даже самый «приклю ченческий» сюжет, удачно найденный писателем и глубоко им продуманный, может с предельной полнотой раскрыть образы героев, если сюжет не станет для автора самоцелью, если каждый его поворот будет обращен к герою и опре делен задачей показать этого героя с какой-то новой стороны, выявить в его характере какие-то новые черты. В еще большей степени, нежели в «Золотой пади», приключенческие пери, петии увлекли Ник. Устиновича в его последней повести «Черное озеро». Эту свою книгу, в отличие от предыдущих, автор так и назвал — приключенческая повесть. В ней писатель вновь обращает ся к близкой ему теме освоения тайги, ее богатств. И опять, на этот раз осо бенно губительно, сказалась уже знако мая нам ошибка: идея повести раствори лась в потоке самых невероятных сю жетных ухищрений. Читаешь повесть и невольно прихо дишь к мысли, что писатель обедняет себя, уходит от своей темы, расходует силы и время на «мелочи», ему несвой ственные, чуждые его дарованию. * * * Особое место в творчестве Ник. Усти новича занимает повесть «Вторая брига да» и роман «Маяк в степи». Оба эти произведения посвящены жизни де ревни. В повести рисуется один из сибирских колхозов в трудные годы Великой Оте чественной войны. Уходят на фронт пос ледние из оставшихся на селе мужчин. На заседании правления колхоза решено сделать бригадиром молодую девушку Машу Дроздову. По этому поводу пред седатель колхоза говорит: —■Вот они, новые кадры-то. Недавно, поди, еще в куклы играла... И сразу — такое дело на плечи. Да-а, братцы, кру тое переживаем времечко! Содержание повести и составляет по каз того, как неопытная, но расторопная девушка руководит своей бригадой, вы водит ее из прорыва и успешно прово дит весенний сев. При этом автор, пока зывая трудности, перед которыми ока зывается Маша, заставляет ее, пожалуй, уж слишком легко и быстро их преодо левать. Впрочем, это относится не толь ко к главной героине. Уже в середине повести становится совершенно ясно, что какие бы новые сложности и пре пятствия ни возникли на пути, они не помешают счастливому финалу. Так оно и происходит. Повесть кончается благо получным разрешением всех конфлик тов и традиционным торжеством с бли нами и пирогами. Элементы облегченного изображения , жизни, схематизма в обрисовке характе ров героев оказались в повести настоль ко ощутимы, что непоправимо пострада ли даже правдиво и живо написанные в ней страницы. Подобная неудача постигла Ник. Устиновича и в романе «Маяк в степи» (1951 г.). Едва ли есть надобность по дробно останавливаться сейчас на романе «Маяк в степи», который-, как и повесть «Вторая бригада», не вошел ни в одну из книг Ник. Устиновича и уже был в свое время подвергнут справедливой критике. Мы вспоминаем о нем здесь лишь для того, чтобы показать, каким путем шел писатель к созданию много гранного, художественно полноценного образа современника. Каждый писатель идет к этой цели по-разному. Но если говорить о Ник. Устиновиче, то можно сказать с уверен ностью, что его дорога лежит далеко в стороне от повестей, подобных «Черно му озеру». Путь Устиновича-художника наметился еще в его первой книжке «Лесная жизнь», и затем, на протяже нии многих лет, писатель неизменно до казывал, что он сильнее всего в расска зах, посвященных сибирской природе, людям тайги. Вот в этом направлении Ник. Устиновичу и следовало работать! Через рассказ, в котором полной грудью дывдит человек, лежал для него путь к роману. И, пожалуй, еще через очерк. Жанр этот не нов для Ник. Устиновича. Боль ше того, опытный и старый газетчик, он давно уже зарекомендовал себя умелым очеркистом. Кроме очерков, опублико ванных в периодической печати, извест ны очерковые сборники Ник. Устинови ча, вышедшие отдельными изданиями. Остановимся на двух из них, напи санных в разное время и принципиально отличающихся друг от друга. Первый —• «Сокровище Приангарья» (1949 г.) привлекает внимание живым, взволнованным рассказом о великих де лах, совершаемых советскими людьми в прежде дикой тайге. В этом сборнике содержится много интересных сведений о родном крае, они проникнуты подлин ной заинтересованностью к тому, чем наполнены трудовые будни сибиряков— строителей новой жизни. И все же очерки эти несут на себе печать «газет- ности» и тех слабостей писателя, о ко торых мы говорили выше. Рассказывая о громадных переменах в жизни края, о том, как советские люди покоряют не оглядные просторы Сибири и овладева ют ее неистощимыми богатствами, Ник. Устинович больше показывает дела че ловека, нежели его самого. А ведь герои
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2