Сибирские огни, 1958, № 9

правдиво рисует автор юных героев по­ вести «В краю далеком» Яшу Гранова и Васю Павлова. Сюжет произведения незамысловат, но верность авторского замысла, большая правда нашей совет­ ской жизни делают его и интересными значительным. Действие происходит в годы войны. На одной из заснеженных сибирских станций от поезда, в котором перебирались на восток воспитанники эвакуированного с Волги детского дома, отстал четырнадцатилетний Вася Пав­ лов. Подростка приютили труженики местного звероводческого совхоза. В их отзывчивом, дружном коллективе оси­ ротевший в Белоруссии мальчик нашел вторую семью. Жизнь совхоза, занятого соболеводством, необыкновенная профес­ сия зверовода настолько увлекли любо­ знательного и смышленого паренька, что когда в райисполком приходит зап­ рос из детдома, разыскавшего своего воспитанника, он просит позволить ему остаться в совхозе. Вскоре Вася вместе со своим сверстником, «потомственным» таежником Яшей Грановым, оказывает­ ся на курсах звероводов. Он нашел свой путь в жизни. Легко, с увлечением читается и по­ весть «Дорогие гости», рассказывающая о переселении в Сибирь и разведении там бобров, о том, какую помощь науч­ ным работникам бобрового заповедника оказали юные натуралисты Осиновской сельской школы. В этой повести, как и в двух предыдущих, Ник. Устиновичу удалось создать правдивые, живые обра­ зы нашей детворы, просто и содержа­ тельно рассказать о трудовых буднях со­ ветских людей. Повести эти дают чита­ телю много новых, интересных сведений о жизни тайги, об особенностях и повад­ ках ее обитателей. Прежде чем перейти к анализу пове­ сти «Золотая падь», вернемся к главе «После урагана» из книги «Зеленый клад». Герои повести, обнаружив в од­ ной из скал пещеру, забрались туда, в это время поднялся ураган, произошел обвал, и школьники оказались «замуро­ ванными». Этот эпизод продиктован, су­ дя по всему, лишь желанием «нагнести атмосферу», сделать повесть позанима­ тельнее. А в этом не было никакой нуж­ ды: на пути ребят реальных опасностей и действительных трудностей встреча­ лось более чем достаточно. Глава «После урагана» в хорошей по­ вести «Зеленый клад» может быть и не заслуживала бы отдельного разговора, если бы в ней не скрывалась серьезная опасность для автора. Речь идет о том, что приключенчество и ложная занима­ тельность могут увести писателя от его темы и, ничем не обогатив, превратить художника в создателя замысловатых сюжетов. Нечто подобное случилось в повести «Золотая падь», где автор хотел расска­ зать о высоком патриотизме советских людей, о их благородстве и мужестве. Эта главная тема, характеры людей на­ ходятся здесь как бы в подчиненном по­ ложении, а на первом плане оказалось другое — целая цепь малоправдоподоб­ ных случайностей, ложных подозрений, загадочных происшествий, фантастиче­ ских ситуаций. ... В прикладе старого охотничьего ружья Сережа обнаружил шифрованную записку. С помощью деда Федотыча тайна была разгадана: в ней называлось место, где находится «Золотая падь». Секрет доверяется.еще одному челове­ ку — старому таежнику Увачану — и все трое отправляются в тайгу разыски­ вать указанное в записке место. Не же­ лание обогатиться руководит ими. Дей­ ствие происходит во время войны с фа­ шистской Германией, и советские люди решили найти богатство, чтобы передать его государству. Такова идея повести. Но уже в самом начале в ней вдруг появляется «подозрительный прохо­ жий». Разумеется, он отправляется за нашими героями, преследуя их на каж­ дом шагу. Он пишет фальшивые пись­ ма, угоняет лодки, ворует продукты, охотничьи боеприпасы, его зловещая фигура неожиданно то появляется, то исчезает,— словом, ведет себя этот та­ инственный незнакомец довольно не­ двусмысленно. Заметим, кстати, что, хотя время и военное, три человека не предпринимают ни малейшей попытки задержать неизвестного. На последней странице книги все про­ ясняется: незнакомец вовсе не дивер­ сант и не шпион, а честный советский человек, который так же, как и наши герои, хотел найти золото, чтобы пере­ дать его государству. Так сложные сюжетные нагроможде­ ния, сконструированные писателем на песке, рухнули сами собой. Хороший авторский замысел не получил художе­ ственного воплощения. В своей рецензии на повесть «Золо­ тая падь», опубликованной в «Литера­ турной газете», Лев Никулин писал, что «трудно требовать от приключенческой повести или романа глубокого раскры­ тия духовной жизни героя, его психоло­ гии и т. п.». Мысль эта вряд ли бесспор­ на. В приключенческом жанре были и есть произведения разного достоинства. Те из них, которые строились лишь на сюжетных хитросплетениях и интригах, действительно не раскрывали внутрен­ него мира, идеалов, стремлений героев. Они и остались за пределами литерату­ ры, в качестве «чтива», рассчитанного на невзыскательного читателя. Но тво­ рения такого рода вряд ли определяют законы приключенческого жанра. Да он и не имеет, строго говоря, своих зако­ нов. Если же говорить о законах искус­ ства, то «раскрытие духовной жизни героя, его психологии и т. п.» зависит, по-видимому, не столько от жанра,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2