Сибирские огни, 1958, № 9
правдиво рисует автор юных героев по вести «В краю далеком» Яшу Гранова и Васю Павлова. Сюжет произведения незамысловат, но верность авторского замысла, большая правда нашей совет ской жизни делают его и интересными значительным. Действие происходит в годы войны. На одной из заснеженных сибирских станций от поезда, в котором перебирались на восток воспитанники эвакуированного с Волги детского дома, отстал четырнадцатилетний Вася Пав лов. Подростка приютили труженики местного звероводческого совхоза. В их отзывчивом, дружном коллективе оси ротевший в Белоруссии мальчик нашел вторую семью. Жизнь совхоза, занятого соболеводством, необыкновенная профес сия зверовода настолько увлекли любо знательного и смышленого паренька, что когда в райисполком приходит зап рос из детдома, разыскавшего своего воспитанника, он просит позволить ему остаться в совхозе. Вскоре Вася вместе со своим сверстником, «потомственным» таежником Яшей Грановым, оказывает ся на курсах звероводов. Он нашел свой путь в жизни. Легко, с увлечением читается и по весть «Дорогие гости», рассказывающая о переселении в Сибирь и разведении там бобров, о том, какую помощь науч ным работникам бобрового заповедника оказали юные натуралисты Осиновской сельской школы. В этой повести, как и в двух предыдущих, Ник. Устиновичу удалось создать правдивые, живые обра зы нашей детворы, просто и содержа тельно рассказать о трудовых буднях со ветских людей. Повести эти дают чита телю много новых, интересных сведений о жизни тайги, об особенностях и повад ках ее обитателей. Прежде чем перейти к анализу пове сти «Золотая падь», вернемся к главе «После урагана» из книги «Зеленый клад». Герои повести, обнаружив в од ной из скал пещеру, забрались туда, в это время поднялся ураган, произошел обвал, и школьники оказались «замуро ванными». Этот эпизод продиктован, су дя по всему, лишь желанием «нагнести атмосферу», сделать повесть позанима тельнее. А в этом не было никакой нуж ды: на пути ребят реальных опасностей и действительных трудностей встреча лось более чем достаточно. Глава «После урагана» в хорошей по вести «Зеленый клад» может быть и не заслуживала бы отдельного разговора, если бы в ней не скрывалась серьезная опасность для автора. Речь идет о том, что приключенчество и ложная занима тельность могут увести писателя от его темы и, ничем не обогатив, превратить художника в создателя замысловатых сюжетов. Нечто подобное случилось в повести «Золотая падь», где автор хотел расска зать о высоком патриотизме советских людей, о их благородстве и мужестве. Эта главная тема, характеры людей на ходятся здесь как бы в подчиненном по ложении, а на первом плане оказалось другое — целая цепь малоправдоподоб ных случайностей, ложных подозрений, загадочных происшествий, фантастиче ских ситуаций. ... В прикладе старого охотничьего ружья Сережа обнаружил шифрованную записку. С помощью деда Федотыча тайна была разгадана: в ней называлось место, где находится «Золотая падь». Секрет доверяется.еще одному челове ку — старому таежнику Увачану — и все трое отправляются в тайгу разыски вать указанное в записке место. Не же лание обогатиться руководит ими. Дей ствие происходит во время войны с фа шистской Германией, и советские люди решили найти богатство, чтобы передать его государству. Такова идея повести. Но уже в самом начале в ней вдруг появляется «подозрительный прохо жий». Разумеется, он отправляется за нашими героями, преследуя их на каж дом шагу. Он пишет фальшивые пись ма, угоняет лодки, ворует продукты, охотничьи боеприпасы, его зловещая фигура неожиданно то появляется, то исчезает,— словом, ведет себя этот та инственный незнакомец довольно не двусмысленно. Заметим, кстати, что, хотя время и военное, три человека не предпринимают ни малейшей попытки задержать неизвестного. На последней странице книги все про ясняется: незнакомец вовсе не дивер сант и не шпион, а честный советский человек, который так же, как и наши герои, хотел найти золото, чтобы пере дать его государству. Так сложные сюжетные нагроможде ния, сконструированные писателем на песке, рухнули сами собой. Хороший авторский замысел не получил художе ственного воплощения. В своей рецензии на повесть «Золо тая падь», опубликованной в «Литера турной газете», Лев Никулин писал, что «трудно требовать от приключенческой повести или романа глубокого раскры тия духовной жизни героя, его психоло гии и т. п.». Мысль эта вряд ли бесспор на. В приключенческом жанре были и есть произведения разного достоинства. Те из них, которые строились лишь на сюжетных хитросплетениях и интригах, действительно не раскрывали внутрен него мира, идеалов, стремлений героев. Они и остались за пределами литерату ры, в качестве «чтива», рассчитанного на невзыскательного читателя. Но тво рения такого рода вряд ли определяют законы приключенческого жанра. Да он и не имеет, строго говоря, своих зако нов. Если же говорить о законах искус ства, то «раскрытие духовной жизни героя, его психологии и т. п.» зависит, по-видимому, не столько от жанра,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2