Сибирские огни, 1958, № 9
тор свое повествование. Таков конец лесного эпизода, но иным’ думается, должен был быть конец рассказа, если бы автор по-другому отнесся к своей за даче. Отводить человеку лишь роль со зерцателя, свидетеля без мыслей и чувств, — значит обеднять рассказ. Слабость такой позиции автор и сам, по-видимому, чувствовал. Неспроста один из своих рассказов он предусмот рительно назвал: «Диковинный случай», словно желая предупредить читателя, чтобы он и не ждал ничего иного. Симп томатично заканчивается и рассказ «Переселенцы»: «Старые охотники мне завидовали. А правду говоря — зави довать нечему было. Случай!..» На некоторых рассказах первого сбор ника было необходимо остановиться под робно потому, что в них, мне кажется, наметились те тенденции, которые затем получили в творчестве писателя свое развитие. В целом сборник «Лесная жизнь», конечно, был еще слаб. Заявив о себе яркими пейзажными картинами, обнаружив поразительную наблюдатель ность и зоркий глаз бывалого таежника, Ник. Устинович все же оставался в ту пору писателем, еще только ищущим свою дорогу в литературе. * * * За сборником «Лесная жизнь» в 1945 году Ник. Устинович выпустил две повести -— «Золотая падь» и «Вторая бригада». Затем появился еще ряд пове стей — «В краю далеком» (1947 г.), «Зе леный клад» (1950 г.), «Дорогие гости» (1952 г.) и «Черное озеро» (1956 г.). К числу наиболее удавшихся писате- лю повестей нужно отнести «Зеленый клад». Это книга о молодежи, о школь никах. Чувство горячей сыновней любви к родной стране, высокая сознатель ность, благородное стремление стать как можно скорее полезными членами об щества и занять в созидательном труде советских людей свое место —• таковы черты, отличающие героев повести. Вот почему Митю Бубликова, Женю Черны шова, Петю Пахомова и их товарищей так взволновало ' сообщение научного сотрудника Красноярского заповедника «Столбы» о «зеленом кладе» — липо вых деревьях, сохранившихся в районе заповедника и приспособившихся к су ровым сибирским условиям. Ведь помо гая научным работникам в поисках скрытых тайгой реликтовых лип, они тем самым примут участие в большом государственном деле! Представитель заповедника пришел в школу как нель зя более кстати: скоро каникулы. И ре бята единодушно решают — они прове дут лето в заповеднике, обследуют тай гу и найдут затерявшиеся в ней драго ценные липы. Так из школьной аудитории действие повести переносится в государственный заповедник «Столбы». Далеко за грани цами Сибири известен этот замечатель ный уголок Красноярского края, где над величественной тайгой гордо возвы шаются каменные исполины — при чудливые сиенитовые скалы. Именно здесь и начинают поиски реликтовых ■’лип друзья-одноклассники. Писатель не старается «причесать» вихрастых школьников, сделать их со вершенно б.езупречными. Страстный фо тограф Митя, например, определенно хочет казаться более взрослым и опыт ным, чем его товарищи, любит прихваст нуть и • потому часто попадает впросак, вызывая добродушную усмешку. Это вовсе не умаляет Митю в глазах читате ля, который верит, что товарищи помо гут юноше преодолеть эту слабость. Рельефно и правдиво нарисованы также Петя и Женя. Каждый из них обладает своим характером, своими индивидуаль ными склонностями. Но, при всех раз личиях, есть в ребятах нечто общее — смелость, выносливость, упорство в до стижении поставленной цели. Ник. Ус тинович показывает, насколько важны в каждом болвшом и серьезном деле това рищеская спайка, взаимопомощь, чувство локтя. Именно эти качества помогают школьникам преодолеть трудности и найти в тайге неизвестную липовую рощу. Образы ребят Ник. Устиновичу удалось сделать живыми, интересными. То, что писатель избрал «Столбы» фоном для повести, придало ей боль шое познавательное значение. Особенно ценна в этом смысле глава «Скалы, овеянные историей», в которой Н. Усти нович рассказывает исторически досто верные факты, связанные с революцион ным прошлым Красноярска и «Столба ми», где проходили маевки и собрания, находились явочные пункты, пряталось оружие и прокламации. Эта глава вхо дит в ’повесть органично, служит автор скому замыслу: героическое прошлое, мужество и бесстрашие революционеров, о которых узнают ребята, закаляют их волю, помогают им идти навстречу пре пятствиям. Хороши в повести описания заповед ника, тайги. Здесь автор остается вер ным себе: пейзажные зарисовки сделаны скупо, но ярко и выразительно. Впрочем, не все в повести «Зеленый клад» безупречно. Автор допускает в ней ряд фактических.неточностей. Встре чаются в ней и отдельные места, свиде тельствующие о поспешности, нетребо вательности к языку. Но одна из глав повести («После урагана») заслуживает того, чтобы на ней остановиться особо. Мы это сделаем несколько ниже, а здесь коснемся двух повестей, тематически близких «Зеленому кладу». Обе эти повести — «В краю далеком» и «Дорогие гости» — рассказывают о молодежи, об ее участие в освоении та ежных богатств. Удивительно просто и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2