Сибирские огни, 1958, № 9

тор свое повествование. Таков конец лесного эпизода, но иным’ думается, должен был быть конец рассказа, если бы автор по-другому отнесся к своей за­ даче. Отводить человеку лишь роль со­ зерцателя, свидетеля без мыслей и чувств, — значит обеднять рассказ. Слабость такой позиции автор и сам, по-видимому, чувствовал. Неспроста один из своих рассказов он предусмот­ рительно назвал: «Диковинный случай», словно желая предупредить читателя, чтобы он и не ждал ничего иного. Симп­ томатично заканчивается и рассказ «Переселенцы»: «Старые охотники мне завидовали. А правду говоря — зави­ довать нечему было. Случай!..» На некоторых рассказах первого сбор­ ника было необходимо остановиться под­ робно потому, что в них, мне кажется, наметились те тенденции, которые затем получили в творчестве писателя свое развитие. В целом сборник «Лесная жизнь», конечно, был еще слаб. Заявив о себе яркими пейзажными картинами, обнаружив поразительную наблюдатель­ ность и зоркий глаз бывалого таежника, Ник. Устинович все же оставался в ту пору писателем, еще только ищущим свою дорогу в литературе. * * * За сборником «Лесная жизнь» в 1945 году Ник. Устинович выпустил две повести -— «Золотая падь» и «Вторая бригада». Затем появился еще ряд пове­ стей — «В краю далеком» (1947 г.), «Зе­ леный клад» (1950 г.), «Дорогие гости» (1952 г.) и «Черное озеро» (1956 г.). К числу наиболее удавшихся писате- лю повестей нужно отнести «Зеленый клад». Это книга о молодежи, о школь­ никах. Чувство горячей сыновней любви к родной стране, высокая сознатель­ ность, благородное стремление стать как можно скорее полезными членами об­ щества и занять в созидательном труде советских людей свое место —• таковы черты, отличающие героев повести. Вот почему Митю Бубликова, Женю Черны­ шова, Петю Пахомова и их товарищей так взволновало ' сообщение научного сотрудника Красноярского заповедника «Столбы» о «зеленом кладе» — липо­ вых деревьях, сохранившихся в районе заповедника и приспособившихся к су­ ровым сибирским условиям. Ведь помо­ гая научным работникам в поисках скрытых тайгой реликтовых лип, они тем самым примут участие в большом государственном деле! Представитель заповедника пришел в школу как нель­ зя более кстати: скоро каникулы. И ре­ бята единодушно решают — они прове­ дут лето в заповеднике, обследуют тай­ гу и найдут затерявшиеся в ней драго­ ценные липы. Так из школьной аудитории действие повести переносится в государственный заповедник «Столбы». Далеко за грани­ цами Сибири известен этот замечатель­ ный уголок Красноярского края, где над величественной тайгой гордо возвы­ шаются каменные исполины — при­ чудливые сиенитовые скалы. Именно здесь и начинают поиски реликтовых ■’лип друзья-одноклассники. Писатель не старается «причесать» вихрастых школьников, сделать их со­ вершенно б.езупречными. Страстный фо­ тограф Митя, например, определенно хочет казаться более взрослым и опыт­ ным, чем его товарищи, любит прихваст­ нуть и • потому часто попадает впросак, вызывая добродушную усмешку. Это вовсе не умаляет Митю в глазах читате­ ля, который верит, что товарищи помо­ гут юноше преодолеть эту слабость. Рельефно и правдиво нарисованы также Петя и Женя. Каждый из них обладает своим характером, своими индивидуаль­ ными склонностями. Но, при всех раз­ личиях, есть в ребятах нечто общее — смелость, выносливость, упорство в до­ стижении поставленной цели. Ник. Ус­ тинович показывает, насколько важны в каждом болвшом и серьезном деле това­ рищеская спайка, взаимопомощь, чувство локтя. Именно эти качества помогают школьникам преодолеть трудности и найти в тайге неизвестную липовую рощу. Образы ребят Ник. Устиновичу удалось сделать живыми, интересными. То, что писатель избрал «Столбы» фоном для повести, придало ей боль­ шое познавательное значение. Особенно ценна в этом смысле глава «Скалы, овеянные историей», в которой Н. Усти­ нович рассказывает исторически досто­ верные факты, связанные с революцион­ ным прошлым Красноярска и «Столба­ ми», где проходили маевки и собрания, находились явочные пункты, пряталось оружие и прокламации. Эта глава вхо­ дит в ’повесть органично, служит автор­ скому замыслу: героическое прошлое, мужество и бесстрашие революционеров, о которых узнают ребята, закаляют их волю, помогают им идти навстречу пре­ пятствиям. Хороши в повести описания заповед­ ника, тайги. Здесь автор остается вер­ ным себе: пейзажные зарисовки сделаны скупо, но ярко и выразительно. Впрочем, не все в повести «Зеленый клад» безупречно. Автор допускает в ней ряд фактических.неточностей. Встре­ чаются в ней и отдельные места, свиде­ тельствующие о поспешности, нетребо­ вательности к языку. Но одна из глав повести («После урагана») заслуживает того, чтобы на ней остановиться особо. Мы это сделаем несколько ниже, а здесь коснемся двух повестей, тематически близких «Зеленому кладу». Обе эти повести — «В краю далеком» и «Дорогие гости» — рассказывают о молодежи, об ее участие в освоении та­ ежных богатств. Удивительно просто и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2