Сибирские огни, 1958, № 9
ком рудничной газеты «Забой», он ак тивно печатал свои корреспонденции и рассказы в периодической печати тог дашнего Восточно-Сибирского края. Творчество молодого автора обратило на себя внимание. Редакция газеты «Во сточно-Сибирский комсомолец» предло жила Ник. Устиновичу заведование ли тературным отделом, и в 1936 году он, уже опытный журналист, переезжает в Иркутск. К моменту выхода первой книги Ник. Установила «Лесная жизнь» (1944 г.) в различных периодических изданиях им уже было напечатано свыше пятидесяти рассказов. Вслед за первым сборником, спустя лишь год, в Сибири вышли еще четыре книги писателя: «Золотая падь», «Полярная звезда», «Аромат земли» и «В лесной глуши». На первом сборнике «Лесная жизнь» следует остановиться: в нем выявились не только недюжинные возможности пи сателя, но и его слабости. Один из лучших в сборнике — рас сказ «Цена жизни». Не случайно, по-ви димому, именно им открыл автор свою книгу. Достоинство этого, умещающего ся на одной странице, рассказа не толь ко и том, что он написан легко, уверен ной рукой. Автору удалось значительно большее: об охотничьем эпизоде, пусть даже не совсем обычном, он сумел рас сказать по-человечески проникновенно, сделать его не только занимательным, но и значительным. Старый охотник Максимыч и рас сказчик вышли на исходе дня из таеж ной избушки проверить капканы. Три дня перед этим бушевала пурга, все ока залось занесенным снегом, да к тому же, едва путники сделали половину маршру та, начало смеркаться. Решили было повернуть обратно, но вдруг Максимыч «снял шапку и настороженно замер... Из-за мелких елочек донеслось тихое подвывание. Можно было подумать, что скулит привязанная на цепь голодная собака. — В капкане...— чуть слышно шеп нул Максимыч и, сдернув с плеч ружье, заскользил меж кустов. Я поспешил за ним. Мы подошли к елочкам. Сквозь ветки на белизне снега мелькнуло рыжевато бурое пятно. — Лисица! — догадался я, готовясь добить ее выстрелом в голову. Внезапно бурое пятно метнулось в сторону и исчезло. — Что такое?..— изумился Макси мыч. Сквозь ельник мы напролом броси лись вперед. Из железных челюстей капкана торча ла окровавленная лапа, лисьи следы ве ли в кусты, рядом тянулась струйка крови». Рассказчик предложил догнать. «Максимыч, не отвечая, повернул лы жи обратно. Всю дорогу он угрюмо со пел и только у самой избушки, отряхи ваясь от снега, произнес: — Дорого заплачено за жизнь!..— И, помолчав, укоризненно добавил: — А ты говоришь — догнать...» Есть в сборнике еще один рассказ — «Гоголята-наездники», совсем неболь шой, занимающий едва треть страницы. В нем речь идет о том, как утка-гоголь оберегает своих детенышей. Увидев как- то в речной заводи утиное семейство, рассказчик, приближаясь, нечаянно на ступил на сухой сучок. «Раздался лег кий треск. — Кряк!..—тревожно крикнула утка- мать. Утята быстро сплылись в одну кучку. Гоголиха нырнула иод них и... гоголята оказались у нее на спине. Мать поспеш но скрылась в камышах, унося своих детей от опасности». Приведенные рассказы, касающиеся явлений понятных, а иногда и родствен ных человеку, живут не только сообщен ными в них фактами— они приобрета ют тот подтекст, тот дополнительный смысл, которые вызывают множество ассоциаций, расширяя границы расска за, усиливая его эмоциальное воздейст вие. Обстоятельство это важно отметить: многие рассказы, вошедшие в первый сборник писателя, оказались художниче ски неосмысленными, внутренне пу стыми. Собственно говоря, это не столько рассказы, сколько беглые зари совки с натуры. Факт как таковой. За бавный случай — не более. И хотя не которые из этих рассказов подкупают живостью описания, яркостью пейзаж ных картин, до художественного обобще ния автор в них не поднимается. Во многих рассказах первого сборни ка Ник. Устиновичу не всегда удается избежать легковесности. Автор не учи тывал, что даже самый необыкновенный факт из жизни тайги может стать фак том литературным лишь после того, как автор сам как-то это наблюдение ос мыслит и осветит его своим писатель ским видением. Если нет этого, не спа сут рассказа ни сюжетные ходы, ни прекрасные описания природы. Так случилось с рассказом «Лесная драма». Действующими лицами «лесной драмы» оказались тетерева, скрывшие ся на ночь под снегом, и ласка, высле дившая это убежище. Хищный зверек метнулся к одной из ямок в снегу, схва тил тетерева, тот взвился в воздух, уно ся за собой не желавшую расстаться с добычей ласку. Выбившись из сил, те терев упал на землю, и здесь зверек пе регрыз ему горло. Выстрел рассказчика лишил хищника возможности восполь зоваться своей победой. Этот же выст рел вспугнул остальных тетеревов, и они, выбравшись из своих укрытий, раз летелись в разные стороны. «Покой но чевки был нарушен»,— заканчивает ав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2