Сибирские огни, 1958, № 9

ИГОРЬ СЕНЬ к о в Писатель и его тема (О творчестве Ник. Устиновича) «Очень хороший признак, если писа­ тель умеет быть интересным для ребят, они ведь очень тонкие ценители, их фразой не обманешь». Эти слова А. М. Горького приходят на память, когда ду­ маешь о творчестве Ник. Устиновича. Он завоевал заслуженное признание юного читателя не только в Сибири, но и далеко за ее пределами. И, видимо, по­ этому имя писателя чаще всего связы­ вается в нашей критике с детской лите­ ратурой. Хотя это и не совсем точно. Ник. Устинович написал многое, не имеющее прямого отношения к литера­ туре для детей. Достаточно вспомнить его очерковые сборники, большой ро­ ман, некоторые из повестей и расска­ зов. Да и в тех своих произведениях, которые, казалось бы, адресованы непо­ средственно юношеству, автор не пере­ стает быть интересным для взрослого читателя. Ник. Устиновича часто называют пев­ цом сибирской природы. Такая оценка им вполне заслужена. Писатель обла­ дает счастливым даром: бывалый, зор­ кий охотник, он, легко разгадывая тайнопись природы, не только видит во­ круг то, что недоступно многим, но уме­ ет в малом, ничем не примечательном явлении найти глубокий смысл и рас­ сказать об этом своему читателю просто, лаконично, без литературных красиво­ стей. Ник. Устинович любит и тонко чув­ ствует родную природу, ее величавую, суровую прелесть. Лучшие его рассказы о тайге, о ее четвероногих и пернатых обитателях, о людях, нарушивших в ней дремучую, многовековую тишину, на­ полнены подлинной поэтичностью,, вол­ нующей атмосферой подвига и звучат, как гимн природе, ее бесстрашному и умному хозяину — Человеку! Творческий путь Ник. Устиновича нельзя назвать прямым и ровным. Он похож скорее на ту, полную неожидан­ ностей, таежную тропу, по которой ав­ тор не раз увлекал за собою читателей в неизведанный, молчаливый мир сибир­ ских заповедников, далеких приисков, охотничьих заимок... На этом пути пи­ сатель испытал не только радость пре­ одоления высот, но и досадные срывы. * * * Родился Николай Станиславович Ус­ тинович в глухой деревне Горелый Но­ рок, Нижне-Ингашского района, Красно­ ярского края 18 мая 1912 года. Неза­ долго до этого отец его, оставив родные места, переселился из Витебской губер­ нии в Сибирь — «на вольные земли». Но крестьянские надежды не оправда­ лись, и избавления от нужды с переез­ дом не последовало. Семья была боль­ шая, жилось трудно. С десяти лет Нико­ лай узнал цену нелегкому крестьянско­ му труду: вместе со взрослыми работал в поле, помогал по хозяйству дома. Учился в сельской школе, затем — в школе-девятилетке железнодорожного поселка Иланского. С пятого класса школы Ник. Устино­ вич пробует писать. «И несмотря на то, — вспоминает он в автобиографии, — что все мои произведения неизменно шли в редакционные корзины, писать я не переставал». Окончить школу юноше не удалось: он должен был после седь­ мого класса оставить учебу и из-за тя­ желого материального положения роди­ телей уехать по вербовке на авиастрои­ тельство в Хабаровск. Был там землеко­ пом, табельщиком, а когда на стройке стала выходить многотиражная газета, активного рабкора перевели работать в редакцию. Так осуществилась давниш­ няя мечта. Работа в газете помогала лучше видеть окружающее, приблизила начинающего литератора к любимому делу. Первый рассказ Ник. Устиновича «Орудия» был напечатан московской «Охотничьей газетой» в 1930 году. Для восемнадцэтилетнего автора это была большая победа. Она придала новые си­ лы, укрепила веру в себя. Рассказы мо­ лодого журналиста все чаще стали по­ являться в печати. В 1933 году Ник. Устинович уехал в Читинскую область на рудник Балей. Работая там литературным сотрудни­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2