Сибирские огни, 1958, № 9
В повести Владимира Мастеренко де талей больше, ситуации занимательнее, конкретнее образы. Но вот названия своего — «Перед взлетом» — повесть оправдывает далеко не до конца, она как-то приземлена, в значительной сте пени сосредоточивает внимание читателя на деталях, чем на общей идее, героиня ограничена в своих порывах и стремле ниях, а иногда и просто примитивна и взлет ее к счастью в любви к человеку, который уже однажды обманул ее, — это взлет в очень маленький и узкий мирок. Мы имели все основания ждать от Владимира Мастеренко большего. Эта повесть — для него не достижение пос ле книги «Три года». Недавно вышла из печати книга С. Омбыш-Кузнецова «Повесть о пар тизане Громове». Это, если говорить о жанре, не повесть, а исторический очерк или историческая хроника. Автор собрал богатый материал и интересно изложил его. Жаль только, что, работая над мате риалом, он не дал воли себе как худож нику. За последние пятнадцать месяцев пи сатели-новосибирцы выступили с рядом новых рассказов. Сергей Залыгин, автор широко известных рассказов о трудовой жизни колхозной деревни, опубликовал в «Новом мире» большой цикл интерес ных рассказов и очерков о Китае. Всех нас очень порадовал молодой литератор В. Сапожников, который в своей первой книге «Рассказы старшины Арбузова» сказал свое свежее лирическое слово о Великой Отечественной войне. С удачным рассказом «Жизнь Васи лия Ивановича» выступила Елена Коро- натова. Сюжетная ситуация рассказа не нова, но Коронатова решила ее по-свое му и художественно убедительно. Рас сказ содержит большую волнующую мысль, показана своеобразная «эстафе та жизни»: перестает биться старое серд це, но начинает биться сердце другого, только что пришедшего в мир челове ка, принятого человеком, который уми рает. В начале прошлого года в «Сибир ских огнях» появились первые расска зы Ю. Магалифа («Коля-люлю» и «Про играл»), Это интересные рассказы, от личающиеся своеобразием интонации. Однако автору следует задуматься над тем, что в ряде других его рассказов есть такие, которые явно настораживают «деланностью», придуманностью. В них почти не ощущается биение живой жизни. Юрий Сальников, автор рассказа «Эк замен Гали Перфильевой», заслуженно включенного в сборник лучших расска зов 1953 года, выступил с двумя новыми рассказами «Когда приехал студент» и «Ирочка». В общем это неплохие рас сказы, но они гораздо ниже того уровня, который сам же Ю. Сальников устано вил для себя рассказом о Гале Перфиль евой. Рассказ Марины Назаренко «Рас свет» получил высокую оценку на ленин градском совещании-семинаре прозаиков и напечатан в журнале «Октябрь». В рассказе есть хорошие эпизоды, точные детали, свидетельствующие о несомнен ной одаренности молодой писательницы. Но в целом рассказ еще «не доведен»: надо было укрупнить образ главной героини, а подтекст рассказа — рассвет — сделать более оправданным. О драматургии. В Новосибирске хо рошие театры. Очень длительное время они не имели пьес, написанных новоси бирскими драматургами. Наши писатели пьес не писали, драматургов не было. Но вот пять-шесть лет тому назад по ложение стало меняться. Пионером в этом деле был В. Лав рентьев. С его легкой руки пьесы начали писать и другие наши товарищи. С боль шим успехом прошла пьеса Ю. Сальни кова в ТЮЗе. Написала пьесу Е. Коро натова. Она была поставлена в Област ном драматическом театре и хорошо встречена- зрителями. Е. Стюарт с успе хом выступила с пьесой по сказке Ан дерсена. В нескольких театрах страны прошла пьеса А. Волошина. В. Пухначев написал либретто для оперы «Ермак». Сейчас пишут пьесы Н. Горбунов, Ю. Магалиф. Работают над пьесой сов местно С. Омбыш-Кузнецов и Д. Иохи- мович. Также совместно пишут пьесу М. Зуев и Л. Баландин по повести М. Зуева о целине, опубликованной в «Сибирских огнях». Написала новую пьесу и Е. Коронатова. Но особенно продуктивно работает в области драматургии В. Лаврентьев. До статочно сказать, что только за послед ние пятнадцать месяцев опубликовано две его пьесы: «Успех» и «Последняя легенда». В. В. Лаврентьев разрабатывает мо рально-этические проблемы, борется за лучшего человека. Нам кажется, что он переживает сейчас период поисков, но не поисков вообще, так как круг тем и творческих вопросов для него как бы определился, а поисков формы, ситуа ций, занимательности в сочетании с глу биной произведения. Эти поиски приво дят иногда драматурга к необычным по строениям, к спорным приемам. Они при вели его от «Кряжевых» к комедии-воде вилю «Последняя легенда». Жизнь этой пьесы еще не началась, но она скоро бу дет поставлена на сцене «Красного фа кела», а судить об этой вещи с доста точным основанием можно будет только по сцене — такова особенность коме дии. Будет эта пьеса оценена выше или ниже — покажет время, но уже и сей час можно почувствовать в ней несом ненную талантливость автора. За эти же пятнадцать месяцев в Но восибирске вышло пять поэтических И *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2