Сибирские огни, 1958, № 9

В повести Владимира Мастеренко де­ талей больше, ситуации занимательнее, конкретнее образы. Но вот названия своего — «Перед взлетом» — повесть оправдывает далеко не до конца, она как-то приземлена, в значительной сте­ пени сосредоточивает внимание читателя на деталях, чем на общей идее, героиня ограничена в своих порывах и стремле­ ниях, а иногда и просто примитивна и взлет ее к счастью в любви к человеку, который уже однажды обманул ее, — это взлет в очень маленький и узкий мирок. Мы имели все основания ждать от Владимира Мастеренко большего. Эта повесть — для него не достижение пос­ ле книги «Три года». Недавно вышла из печати книга С. Омбыш-Кузнецова «Повесть о пар­ тизане Громове». Это, если говорить о жанре, не повесть, а исторический очерк или историческая хроника. Автор собрал богатый материал и интересно изложил его. Жаль только, что, работая над мате­ риалом, он не дал воли себе как худож­ нику. За последние пятнадцать месяцев пи­ сатели-новосибирцы выступили с рядом новых рассказов. Сергей Залыгин, автор широко известных рассказов о трудовой жизни колхозной деревни, опубликовал в «Новом мире» большой цикл интерес­ ных рассказов и очерков о Китае. Всех нас очень порадовал молодой литератор В. Сапожников, который в своей первой книге «Рассказы старшины Арбузова» сказал свое свежее лирическое слово о Великой Отечественной войне. С удачным рассказом «Жизнь Васи­ лия Ивановича» выступила Елена Коро- натова. Сюжетная ситуация рассказа не нова, но Коронатова решила ее по-свое­ му и художественно убедительно. Рас­ сказ содержит большую волнующую мысль, показана своеобразная «эстафе­ та жизни»: перестает биться старое серд­ це, но начинает биться сердце другого, только что пришедшего в мир челове­ ка, принятого человеком, который уми­ рает. В начале прошлого года в «Сибир­ ских огнях» появились первые расска­ зы Ю. Магалифа («Коля-люлю» и «Про­ играл»), Это интересные рассказы, от­ личающиеся своеобразием интонации. Однако автору следует задуматься над тем, что в ряде других его рассказов есть такие, которые явно настораживают «деланностью», придуманностью. В них почти не ощущается биение живой жизни. Юрий Сальников, автор рассказа «Эк­ замен Гали Перфильевой», заслуженно включенного в сборник лучших расска­ зов 1953 года, выступил с двумя новыми рассказами «Когда приехал студент» и «Ирочка». В общем это неплохие рас­ сказы, но они гораздо ниже того уровня, который сам же Ю. Сальников устано­ вил для себя рассказом о Гале Перфиль­ евой. Рассказ Марины Назаренко «Рас­ свет» получил высокую оценку на ленин­ градском совещании-семинаре прозаиков и напечатан в журнале «Октябрь». В рассказе есть хорошие эпизоды, точные детали, свидетельствующие о несомнен­ ной одаренности молодой писательницы. Но в целом рассказ еще «не доведен»: надо было укрупнить образ главной героини, а подтекст рассказа — рассвет — сделать более оправданным. О драматургии. В Новосибирске хо­ рошие театры. Очень длительное время они не имели пьес, написанных новоси­ бирскими драматургами. Наши писатели пьес не писали, драматургов не было. Но вот пять-шесть лет тому назад по­ ложение стало меняться. Пионером в этом деле был В. Лав­ рентьев. С его легкой руки пьесы начали писать и другие наши товарищи. С боль­ шим успехом прошла пьеса Ю. Сальни­ кова в ТЮЗе. Написала пьесу Е. Коро­ натова. Она была поставлена в Област­ ном драматическом театре и хорошо встречена- зрителями. Е. Стюарт с успе­ хом выступила с пьесой по сказке Ан­ дерсена. В нескольких театрах страны прошла пьеса А. Волошина. В. Пухначев написал либретто для оперы «Ермак». Сейчас пишут пьесы Н. Горбунов, Ю. Магалиф. Работают над пьесой сов­ местно С. Омбыш-Кузнецов и Д. Иохи- мович. Также совместно пишут пьесу М. Зуев и Л. Баландин по повести М. Зуева о целине, опубликованной в «Сибирских огнях». Написала новую пьесу и Е. Коронатова. Но особенно продуктивно работает в области драматургии В. Лаврентьев. До­ статочно сказать, что только за послед­ ние пятнадцать месяцев опубликовано две его пьесы: «Успех» и «Последняя легенда». В. В. Лаврентьев разрабатывает мо­ рально-этические проблемы, борется за лучшего человека. Нам кажется, что он переживает сейчас период поисков, но не поисков вообще, так как круг тем и творческих вопросов для него как бы определился, а поисков формы, ситуа­ ций, занимательности в сочетании с глу­ биной произведения. Эти поиски приво­ дят иногда драматурга к необычным по­ строениям, к спорным приемам. Они при­ вели его от «Кряжевых» к комедии-воде­ вилю «Последняя легенда». Жизнь этой пьесы еще не началась, но она скоро бу­ дет поставлена на сцене «Красного фа­ кела», а судить об этой вещи с доста­ точным основанием можно будет только по сцене — такова особенность коме­ дии. Будет эта пьеса оценена выше или ниже — покажет время, но уже и сей­ час можно почувствовать в ней несом­ ненную талантливость автора. За эти же пятнадцать месяцев в Но­ восибирске вышло пять поэтических И *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2