Сибирские огни, 1958, № 9

вает нам живописный мир тайги, гор и благородство человеческой души. Особенно удался автору образ стари- ка-эвенка Улукиткана. Вот каким увидел его Федосеев при первой встрече: «Он стоял перед нами бесхитростный, ма­ ленький, полный покорности. Его темно­ серые глаза, прятавшиеся глубоко за уз­ кими разрезами век и, вероятно, видев­ шие многое за долгие годы жизни, тепли­ лись неподдельной добротой. Что-то под­ купающее было в его манере держать­ ся с незнакомыми людьми и в том спо­ койствии, с каким он встретил нас». С первых же страниц книги читатель со все нарастающим интересом следит за всем, что делает, о чем говорит Улукит- кан. Перед ним возникает человек с благородной и красивой душой, человек мудрый и искренний. Мы полностью согласны с оценкой, которую дала книге Гр. Федосеева кри­ тик Г. Колесникова1: «Обаяние Улукит- кана усиливается благодаря тому, что образ его выписан Гр. Федосеевым с большой любовью. Это положительный герой (подчеркнуто нами. — С. К.), ко­ торому можно и стоит подражать. Соз­ дав этот образ, Федосеев утверждает: в среде малых народов, возрожденных Ок­ тябрем, среди тех, кто живет в природе, не мало людей, в характере которых со­ единилось прирожденное доброжелатель­ ство с целеустремленностью, свойствен­ ной лучшим людям нашего времени». Вторым крупным талантливым про­ изведением является роман Анатолия Иванова «Повитель». Автор раскрывает перед читателем мир сибирской дерев­ ни. События, изображенные в романе, охватывают несколько десятилетий: предреволюционный период, борьба за советскую власть, гражданская война, период нэпа, коллективизация, Отечест­ венная война. Но не на «событиях», а на людях со­ средоточивает внимание читателя автор. В центре романа он поставил семью Бо­ родиных и показал судьбу трех ее поко­ лений. Старик Петр Бородин жил бедно, но все его помыслы сосредоточены на том, чтобы разбогатеть. «Мысль «вы­ биться в люди», разбогатеть, стать креп­ ким хозяином сидела в Петре, как гвоздь в бревне. Глубоко кто-то загнал этот гвоздь в дерево, по самую шляпку, приржавел он там, и уже не вытащишь его никакими клещами. Шляпку со­ рвешь, а гвоздь все-таки остается внут­ ри». Гвоздь собственности еще больше раз­ росся и стал воистину страшным в сыне Петра — в Григории. Роман назван «Повитель». Повителью называют в Си­ бири такое растение-паразит, которое об­ вивает «молодое растение, да и пьет из него соки, д уш и т . Вянет растение, сох­ нет, бледнеет... часто и совсем погиба­ ет». Вот такая «повитель» — повитель собственности обвила душу Григория,, высосала у него все живое, все человече­ ское. Григорий становится хищником, > для которого нет ничего святого. И все, чего он касается, сохнет, бледнеет или погибает совсем. Образ Григория Бородина написан сильно, сочно и беспощадно. Это по-на­ стоящему живой и по-настоящему страш­ ный человек, носитель тех мерзких «родимых пятен», которые мы называ­ ем капиталистическими пережитками в сознании людей. Григорий хотел обвить повителью соб­ ственности и душу своего сына Петра. Это ему не удалось. Петр растет в но­ вой общественной среде, на него влияют новые люди. К сожалению, эти новые люди и их .влияние на Петра показаны слабо. Бледно написаны положительные герои, которых автор противопоставляет Григорию Бородину. Удачна повесть Г. Молостнова «К све­ ту». Автор ярко и художественно убе­ дительно изображает жизнь дореволю­ ционной деревни, показывает, как в са­ мые глухие уголки приходит больше­ вистская правда, назревает революцион­ ный взрыв. В «Сибирских огнях» было опублико­ вано две повести новосибирцев: Влади­ мира Маетеренко «Перед взлетом» и Ма­ рины Назаренко «Ветка от доброго де­ рева», о которых можно говорить вме­ сте. Обе они посвящены одной теме: вос­ питанию нашей молодежи. И в той, и в другой повести главными героями яв­ ляются молодые девушки, примерно одинакового возраста. Конфликт повести Назаренко постро­ ен собственно на одном основном факте: студентка Лиза, покинув товарищей, убегает из колхоза, в котором студенты института убирают хлеб. В повести Маетеренко героиня кончает школу, те­ ряет отца, семью, отправляется из села в город, на учебу, терпит неудачу с по­ ступлением в художественное училище, потом следуют первые разочарования в людях, в любви, но побеждает то луч­ шее, что есть в ней самой и во всей на­ шей жизни. М. Назаренко в общем проявила хо­ рошее понимание той задачи, которую она перед собой поставила и которая в действительности стоит перед нашей мо­ лодежью. Здесь правильно намечена ли­ ния товарищества и что особенно суще­ ственно — линия взаимоотношений меж­ ду отцом и дочерью (отсюда и название повести *— «Ветка от доброго дерева»). Однако понимание этих задач автором далеко не всегда еще воплощено в доста­ точно убедительную художественную форму. Повести не хватает глубины, местами не хватает каких-то деталей, она не везде «захватывает» читателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2