Сибирские огни, 1958, № 9
вает нам живописный мир тайги, гор и благородство человеческой души. Особенно удался автору образ стари- ка-эвенка Улукиткана. Вот каким увидел его Федосеев при первой встрече: «Он стоял перед нами бесхитростный, ма ленький, полный покорности. Его темно серые глаза, прятавшиеся глубоко за уз кими разрезами век и, вероятно, видев шие многое за долгие годы жизни, тепли лись неподдельной добротой. Что-то под купающее было в его манере держать ся с незнакомыми людьми и в том спо койствии, с каким он встретил нас». С первых же страниц книги читатель со все нарастающим интересом следит за всем, что делает, о чем говорит Улукит- кан. Перед ним возникает человек с благородной и красивой душой, человек мудрый и искренний. Мы полностью согласны с оценкой, которую дала книге Гр. Федосеева кри тик Г. Колесникова1: «Обаяние Улукит- кана усиливается благодаря тому, что образ его выписан Гр. Федосеевым с большой любовью. Это положительный герой (подчеркнуто нами. — С. К.), ко торому можно и стоит подражать. Соз дав этот образ, Федосеев утверждает: в среде малых народов, возрожденных Ок тябрем, среди тех, кто живет в природе, не мало людей, в характере которых со единилось прирожденное доброжелатель ство с целеустремленностью, свойствен ной лучшим людям нашего времени». Вторым крупным талантливым про изведением является роман Анатолия Иванова «Повитель». Автор раскрывает перед читателем мир сибирской дерев ни. События, изображенные в романе, охватывают несколько десятилетий: предреволюционный период, борьба за советскую власть, гражданская война, период нэпа, коллективизация, Отечест венная война. Но не на «событиях», а на людях со средоточивает внимание читателя автор. В центре романа он поставил семью Бо родиных и показал судьбу трех ее поко лений. Старик Петр Бородин жил бедно, но все его помыслы сосредоточены на том, чтобы разбогатеть. «Мысль «вы биться в люди», разбогатеть, стать креп ким хозяином сидела в Петре, как гвоздь в бревне. Глубоко кто-то загнал этот гвоздь в дерево, по самую шляпку, приржавел он там, и уже не вытащишь его никакими клещами. Шляпку со рвешь, а гвоздь все-таки остается внут ри». Гвоздь собственности еще больше раз росся и стал воистину страшным в сыне Петра — в Григории. Роман назван «Повитель». Повителью называют в Си бири такое растение-паразит, которое об вивает «молодое растение, да и пьет из него соки, д уш и т . Вянет растение, сох нет, бледнеет... часто и совсем погиба ет». Вот такая «повитель» — повитель собственности обвила душу Григория,, высосала у него все живое, все человече ское. Григорий становится хищником, > для которого нет ничего святого. И все, чего он касается, сохнет, бледнеет или погибает совсем. Образ Григория Бородина написан сильно, сочно и беспощадно. Это по-на стоящему живой и по-настоящему страш ный человек, носитель тех мерзких «родимых пятен», которые мы называ ем капиталистическими пережитками в сознании людей. Григорий хотел обвить повителью соб ственности и душу своего сына Петра. Это ему не удалось. Петр растет в но вой общественной среде, на него влияют новые люди. К сожалению, эти новые люди и их .влияние на Петра показаны слабо. Бледно написаны положительные герои, которых автор противопоставляет Григорию Бородину. Удачна повесть Г. Молостнова «К све ту». Автор ярко и художественно убе дительно изображает жизнь дореволю ционной деревни, показывает, как в са мые глухие уголки приходит больше вистская правда, назревает революцион ный взрыв. В «Сибирских огнях» было опублико вано две повести новосибирцев: Влади мира Маетеренко «Перед взлетом» и Ма рины Назаренко «Ветка от доброго де рева», о которых можно говорить вме сте. Обе они посвящены одной теме: вос питанию нашей молодежи. И в той, и в другой повести главными героями яв ляются молодые девушки, примерно одинакового возраста. Конфликт повести Назаренко постро ен собственно на одном основном факте: студентка Лиза, покинув товарищей, убегает из колхоза, в котором студенты института убирают хлеб. В повести Маетеренко героиня кончает школу, те ряет отца, семью, отправляется из села в город, на учебу, терпит неудачу с по ступлением в художественное училище, потом следуют первые разочарования в людях, в любви, но побеждает то луч шее, что есть в ней самой и во всей на шей жизни. М. Назаренко в общем проявила хо рошее понимание той задачи, которую она перед собой поставила и которая в действительности стоит перед нашей мо лодежью. Здесь правильно намечена ли ния товарищества и что особенно суще ственно — линия взаимоотношений меж ду отцом и дочерью (отсюда и название повести *— «Ветка от доброго дерева»). Однако понимание этих задач автором далеко не всегда еще воплощено в доста точно убедительную художественную форму. Повести не хватает глубины, местами не хватает каких-то деталей, она не везде «захватывает» читателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2