Сибирские огни, 1958, № 9
которые выдержали испытание време нем?» Испытание временем — самое строгое испытание. И, однако, когда редакция «Библиотеки сибирского романа» при ступила к работе по отбору романов, созданных за сорок лет, она обратилась к издательству с просьбой значительно увеличить число книг. Оказалось, что не только многие романы, написанные в со роковых и пятидесятых годах, но и не которые романы, созданные в двадцатых годах, в период становления советской литературы, живут и сейчас, герои их не постарели. К 40-летию Октября в Новосибирске вышел сборник «Поэзия Сибири». В него включены стихотворения сорока шести авторов. Под стихами стоят разные да ты: одни из них написаны в 1922 г. (П. Драверт, В. Итин), другие — в 1924 (JI. Мартынов, И. Уткин), третьи — в 1925 (Г. Павлов), четвертые — в 1927 (Г. Вяткин, И. Ерошин), пятые — в 1928 (И. Молчанов-Сибирский), и так год за годом, вплоть до стихов, на писанных в 1956 году, за несколько ме сяцев до выхода этой своеобразной ан тологии. На страницах антологии встретились поэты разных поколений, разных талан тов и различных жизненных путей. Т^т и зачинатели советской поэзии в Сиби ри, начавшие писать стихи еще в дорево люционное время, и поэты, голос кото рых мы услышали в первые годы совет- .ского строя в Сибири, и поэтическая мо лодежь, пришедшая в литературу после Отечественной войны. Не все стихи равноценны. Есть про счеты составителей в подборе отдель ных стихотворений. Но в целом антоло гия поэзии Сибири — явление весьма примечательное. Она прежде всего сви детельствует, что в Сибири родилась настоящая, высокая поэтическая культу ра, что за годы Советской власти в Сиби ри созданы такие поэтические произведе ния, которые не стареют и вошли в об щий фонд нашей советской поэзии. 2 В год сорокалетия Октября исполни лось тридцать пять лет журналу «Си бирские огни». За тридцать пять лет на его страницах выступило свыше пятисот прозаиков, поэтов, очеркистов. Первые номера «Сибирских огней» вышли в 1922 году, когда на окраинах Сибири еще гремели орудия граждан ской войны. Естественно, страницы жур нала, а потом и страницы первых книг, «пахли порохом». Многие из авторов, которые принесли тогда свои рукописи и в издательства и в журналы, были в партизанских папахах с широкими крас ными лентами и в красноармейских шлемах с красными звездами. Так же были одеты и герои их произведений. Лидия Сейфуллина, приехавшая в Си бирь по полуразрушенной белыми же лезной дороге, нарисовала в своих по вестях образы большевиков, красно гвардейцев, партизан. В том году, когда Сейфуллина ехала щз Челябинска в Сибирь, из Омска в Питер выехал Всеволод Иванов. В кар мане его лежало удостоверение, выдан ное краевой газетой, в котором значи лось: «Командируется в распоряжение Горького». В Питере наш земляк вспом нил случай, который «произошел где-то- возле села Волчихи», Алтайской губер нии, и написал повесть «Партизаны». Шли годы. В литературе появлялись, все новые и новые имена, а тема граж данской войны продолжала привлекать к себе и волновать и писателей и чита телей. Уже в сороковых годах появ ляются два крупных эпических полотна — «Даурия» Константина Седых и «Строговы» Георгия Маркова, — луч шие страницы которых посвящены ре волюционным боям народа в 1918— 1921 годах. В годы, когда еще не развеялся поро ховой дым гражданской войны, в Сиби ри, как и во всей стране, началось вос становление разрушенного хозяйства. Потом СССР стал одеваться в железо и бетон, крестьянство становилось на но вый путь — колхозный. Вся страна на чала жить в атмосфере пятилеток, весь народ был охвачен пафосом созидания. В литературе появился новый герой — строитель. Уже в 1922 году в пове сти «Правонарушители» JI. Сейфуллина нарисовала образ строителя новой жиз ни Мартынова. В романе «Борель», на писанном в 1928 году, П. Петров пока зал борьбу рабочих за восстановление прииска. Роман этот был высоко оценен Горьким. Потом появились произведения об индустриализации Сибири. О коллективизации сибирской деревни написали талантливые романы Иван Шухов — «Ненависть» и Ефим Перми- тин — «Капкан». Сергей Сартаков привел из тайги Алексея Худоногова. Герой Сартакова появился перед читателем в шапке, сши той из шкурок, снятых с ножек диких коз, в красной опояске и в таежных ичи гах. На глазах читателей Худоногов стал «государственным рабочим». Тот же Сартаков увлекательно рас сказал о том, как по Енисею шел на север (тысяча километров!) плот с драго ценным лесом и как умно вел его и как душевно руководил людьми Евсей Мар- келыч, работающий лоцманом уже сорок лет. С 1922 года и до сегодняшнего дня со страниц произведений писателей-си- биряков не сходят герои-строители. Если бы можно было собрать их всех в каком- либо Дворце культуры на общесибир скую конференцию! Мы увидели бы на ней нестареющие образы рабочих, вое-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2