Сибирские огни, 1958, № 9
частности в Новосибирске, сильно выро сли и имеют крупные достижения в от дельных научно-технических разделах, но масштабы эволюционного роста этих филиалов абсолютно не соответствуют размаху, имеющему место и в индуст рии, и в освоении целинных и залежных земель, и во всем культурном росте Си бири. Партия и правительство решили не дожидаться эволюционного роста филиа лов, а начать в Сибири сразу создавать мощные научные центры, причем такие центры, которые бы имели комплекс ос новных физико-математических и техни ческих специальностей. Именно в таких широких масштабах и задуман крупный научный центр для Сибири и Дальнего Востока — Сибирское отделение Акаде мии наук СССР. Этот новый научный центр мыслится организовать в соответствии с тем но вым, что сейчас мы имеем в области науки. Создается целая серия институ тов, которые должны дополнять друг друга, заниматься решением больших задач не каждый в отдельности, а имен но в комплексе — и между собой, и с промышленностью Сибири, и с подра стающей научной молодежью. В науч ном центре, наряду с 14 научными ин ститутами, будет построен университет на принципе физико-математического института, т. е. в самом университете студенты будут обучаться основным элементам науки, а вся дальнейшая подготовка — III, IV, V курсы — бу дет вестись в специальных институт#х, т. е. на уровне самого последнего слова науки в данной области. Буквально со всеми институтами ком плекса будет связан институт математи ки. Я, как математик, и хочу начать свое сообщение об отдельных институтах именно с него. Математика отличается тем, что ре шение ее узловых проблем сразу дает отдачу в разнообразных областях техни ки. Поэтому не случайно, что среди ру ководителей крупных предприятий есть большой процент бывших математиков, причем они остались хорошими матема тиками. Но к тому же они переквалифи^ цировались и на соответствующую об ласть новой техники. Математики легче всего переходят с одной области техни ки на другую, потому что у них есть умение абстрагировать: ведь одни и те же уравнения описывают самые разно образные явления. В результате матема тик может быстро войти в курс дела и даже обогнать прямых специалистов. Математика сейчас приобрела еще одно принципиально новое, мощнейшее орудие, которое многие математические проблемы поставило совершенно по- иному. Речь идет о современной быстро действующей электронной счетной ма шине. Эта машина занимает большой зал и имеет несколько тысяч электрон ных ламп и миллион радиодеталей. Она состоит из следующих элементов. Пер вый и основной элемент — арифметиче ское устройство, электронный счетчик, который производит арифметические действия со скоростью от 10 до 20 ты сяч операций в секунду. Но такая ско рость счетчика сама по себе могла бы быть ни к чему, потому что если выво дить результат обычным способом, то это поглотит всю скорость, которую счет чик развивает. Это было бы вроде того, что пока вы доедете до аэродрома, пока вас посадят, пока вы будете ждать лет ной погоды, и все для того, чтобы пять минут лететь, а потом еще два часа до бираться до места... Большая скорость ни к чему, если этой скоростью нельзя воспользоваться в полной мере. Но есть второй элемент — цифровая машина. Это — память. В нее могут заранее за кладываться определенные числа, кото рые в нужный момент перекладываются в арифметическое устройство, потом ре зультат опять кладется в машину, кото рая запоминает промежуточные дейст вия. Третий элемент — управляющее уст ройство, которое регулирует все дейст вия. «■ Как же работают на машине? Допу стим, нужно решить задачу в тысячу уравнений с тысячью алгебраическими неизвестными или 100 уравнений со 100 дифференциальными уравнениями, чтобы описать полет снаряда со всеми деталями, даже с сопротивлением воз духа, влиянием луны и т. д. Работа начинается с математика. Ма тематик намечает программу ручного счета. Задача расчленяется: надо сде лать то-то, проделать такие-то опера ции и результат запомнить, затем проде лать другие операции, что-то скомбини ровать,' получить новый результат. Для больших задач такая программа может состоять из 4—5 тысяч команд, 4 —5 тысяч приказов нужно выполнить. Все это может сделать вычислитель и вычислительное бюро. Но для решения такой задачи потребо вались бы десятки лет и тысячи вычис лителей. При наличии электронных машин это делается быстро. После того, как мате матик запрограммировал задачу, эту программу при помощи магнитофона за писывают телеграфным кодом на ленте, которая затем вставляется в машину, машина запускается, лента раскручи вается, и по мере ее раркручивания, при помощи миллионов радиодеталей, маши-, на эту программу выполняет и выдает те числа, которые нужны практику. Такие машины были созданы около 10 лет тому назад. Сейчас они получили значительное развитие и завоевывают все большие и большие позиции. Можно заставить машину переводить с ино странного языка, играть в шахматы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2