Сибирские огни, 1958, № 9

частности в Новосибирске, сильно выро­ сли и имеют крупные достижения в от­ дельных научно-технических разделах, но масштабы эволюционного роста этих филиалов абсолютно не соответствуют размаху, имеющему место и в индуст­ рии, и в освоении целинных и залежных земель, и во всем культурном росте Си­ бири. Партия и правительство решили не дожидаться эволюционного роста филиа­ лов, а начать в Сибири сразу создавать мощные научные центры, причем такие центры, которые бы имели комплекс ос­ новных физико-математических и техни­ ческих специальностей. Именно в таких широких масштабах и задуман крупный научный центр для Сибири и Дальнего Востока — Сибирское отделение Акаде­ мии наук СССР. Этот новый научный центр мыслится организовать в соответствии с тем но­ вым, что сейчас мы имеем в области науки. Создается целая серия институ­ тов, которые должны дополнять друг друга, заниматься решением больших задач не каждый в отдельности, а имен­ но в комплексе — и между собой, и с промышленностью Сибири, и с подра­ стающей научной молодежью. В науч­ ном центре, наряду с 14 научными ин­ ститутами, будет построен университет на принципе физико-математического института, т. е. в самом университете студенты будут обучаться основным элементам науки, а вся дальнейшая подготовка — III, IV, V курсы — бу­ дет вестись в специальных институт#х, т. е. на уровне самого последнего слова науки в данной области. Буквально со всеми институтами ком­ плекса будет связан институт математи­ ки. Я, как математик, и хочу начать свое сообщение об отдельных институтах именно с него. Математика отличается тем, что ре­ шение ее узловых проблем сразу дает отдачу в разнообразных областях техни­ ки. Поэтому не случайно, что среди ру­ ководителей крупных предприятий есть большой процент бывших математиков, причем они остались хорошими матема­ тиками. Но к тому же они переквалифи^ цировались и на соответствующую об­ ласть новой техники. Математики легче всего переходят с одной области техни­ ки на другую, потому что у них есть умение абстрагировать: ведь одни и те же уравнения описывают самые разно­ образные явления. В результате матема­ тик может быстро войти в курс дела и даже обогнать прямых специалистов. Математика сейчас приобрела еще одно принципиально новое, мощнейшее орудие, которое многие математические проблемы поставило совершенно по- иному. Речь идет о современной быстро­ действующей электронной счетной ма­ шине. Эта машина занимает большой зал и имеет несколько тысяч электрон­ ных ламп и миллион радиодеталей. Она состоит из следующих элементов. Пер­ вый и основной элемент — арифметиче­ ское устройство, электронный счетчик, который производит арифметические действия со скоростью от 10 до 20 ты­ сяч операций в секунду. Но такая ско­ рость счетчика сама по себе могла бы быть ни к чему, потому что если выво­ дить результат обычным способом, то это поглотит всю скорость, которую счет­ чик развивает. Это было бы вроде того, что пока вы доедете до аэродрома, пока вас посадят, пока вы будете ждать лет­ ной погоды, и все для того, чтобы пять минут лететь, а потом еще два часа до­ бираться до места... Большая скорость ни к чему, если этой скоростью нельзя воспользоваться в полной мере. Но есть второй элемент — цифровая машина. Это — память. В нее могут заранее за­ кладываться определенные числа, кото­ рые в нужный момент перекладываются в арифметическое устройство, потом ре­ зультат опять кладется в машину, кото­ рая запоминает промежуточные дейст­ вия. Третий элемент — управляющее уст­ ройство, которое регулирует все дейст­ вия. «■ Как же работают на машине? Допу­ стим, нужно решить задачу в тысячу уравнений с тысячью алгебраическими неизвестными или 100 уравнений со 100 дифференциальными уравнениями, чтобы описать полет снаряда со всеми деталями, даже с сопротивлением воз­ духа, влиянием луны и т. д. Работа начинается с математика. Ма­ тематик намечает программу ручного счета. Задача расчленяется: надо сде­ лать то-то, проделать такие-то опера­ ции и результат запомнить, затем проде­ лать другие операции, что-то скомбини­ ровать,' получить новый результат. Для больших задач такая программа может состоять из 4—5 тысяч команд, 4 —5 тысяч приказов нужно выполнить. Все это может сделать вычислитель и вычислительное бюро. Но для решения такой задачи потребо­ вались бы десятки лет и тысячи вычис­ лителей. При наличии электронных машин это делается быстро. После того, как мате­ матик запрограммировал задачу, эту программу при помощи магнитофона за­ писывают телеграфным кодом на ленте, которая затем вставляется в машину, машина запускается, лента раскручи­ вается, и по мере ее раркручивания, при помощи миллионов радиодеталей, маши-, на эту программу выполняет и выдает те числа, которые нужны практику. Такие машины были созданы около 10 лет тому назад. Сейчас они получили значительное развитие и завоевывают все большие и большие позиции. Можно заставить машину переводить с ино­ странного языка, играть в шахматы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2