Сибирские огни, 1958, № 9
На у ка m Seyrttifcb& Sm М. ЛАВРЕНТЬЕВ, академик , председатель ' Президиума Сибирского отделения Академии н аук СССР Н аука и пи сатели За последние 20—30 лет произошли существенные изменения во* взаимоотно шениях между наукой и техникой. Если техника первой четверти XX столетия питалась научными открытиями XIX и и даже XVIII веков, то сейчас расстоя ние между научным открытием и его ре ализацией (связь науки, техники и под готовки кадров) необычайно сдвинулось. Период от научного открытия до его практического применения сейчас исчис ляется годами,- а иногда и месяцами. Это сближение науки и техники вызы вает необходимость очень сильно пере смотреть многие позиции в развитии науки, в планировании науки, в связях науки с промышленностью, с подготов кой кадров. Я- назову некоторые такие проблемы в организации науки, которые теперь встали очень остро. Если раньше для решения какой-то практической задачи создавали специ альный институт и привлекали подсоб ные научные отрасли, то сейчас такой способ оказывается мало пригодным, этим способом трудно решать сложные современные технические проблемы. Все больше и больше начинает применяться новый комплексный метод, когда, наря ду с головным институтом, привлекают ся другие крупнейшие институты стра ны, которые, каждый в своей области, решают соответственную часть проблемы так, что в результате синтеза общая крупная проблема оказывается решен ной. Именно такой способ позволил совет ским ученым добиться огромных успехов в области ядерной физики. Известно, что мы имеем здесь мировой приоритет. Мы первые проникли в космические про странства и сильно обогнали все страны в этом отношении, в том числе и Амери ку. Этого мы достигли именно потому, что над большими проблемами крупней шие институты нашей страны работали сорганизованно. Если раньше в наших учебных заве дениях знакомили студентов с научными достижениями тридцати-сорокалетней Сокращ енная стено грамм а вы ступления акад ем и к а М. А. Л авр ен тьева на совещании пи сателей Сибири по вопросам ли тер атуры для детей. давности — и это устраивало наши тех- нические кадры, то сейчас такое препо давание абсолютно не устраивает. Сейчас студентов, молодежь надо учить не той науке, которая была, а той, которая де лается сегодня, даже той науке, которая еще только зарождается в лаборато риях. Такой разрыв стал остро ощущаться уже около 10—12 лет тому назад. Этот вопрос впервые нашел правильное реше ние, которому мы также, в значительной мере, обязаны большим успехом в обла сти науки. Был создан сначала физико-техниче ский институт в Москве, а затем по это му принципу и другие институты, а ряд институтов перестроился. В этих обнов ленных высших учебных заведениях чи таются только элементарные основные курсы и студенты проходят основную лабораторную практику. Начиная с 3*о курса, центр тяжести преподавания переносится в специальный научно-ис следовательский институт. Здесь читают курсы крупнейшие ученые, которые на столько загружены, что не могут ездить но Москве и читать в различных учеб ных заведениях. Лабораторная практика ведется научными сотрудниками, кото рые делают науку, нужную сегодняшне му дню. Таким образом, выпускники вплотную приобщены к современной науке и могут в лабораториях сразу раз вертывать ту работу, которая сейчас нужна, и идут в промышленность со зна нием самых новых данных науки. Решением XX съезда КПСС намечена грандиозная перестройка Сибири: строи тельство передовых заводов, создание новой энергетики, планирование даль нейшей разработки 'богатейших недр Сибири. Для того, чтобы все это сде лать лучше и быстрее, исключительное значение приобретает наука. Если проехать по крупным индустри альным городам Сибири, то ярко видно, с каким подъемом трудятся рабочие и инженеры, осуществляя решения XX съезда партии, как воздвигаются новые города, заводы, гидроэлектро станции. Но в отношении науки мы, к сожалению, пока что отстали в Сибири. Филиалы Академии наук СССР, которые были созданы 10—20 лет тому назад, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2