Сибирские огни, 1958, № 9

На у ка m Seyrttifcb& Sm М. ЛАВРЕНТЬЕВ, академик , председатель ' Президиума Сибирского отделения Академии н аук СССР Н аука и пи сатели За последние 20—30 лет произошли существенные изменения во* взаимоотно­ шениях между наукой и техникой. Если техника первой четверти XX столетия питалась научными открытиями XIX и и даже XVIII веков, то сейчас расстоя­ ние между научным открытием и его ре­ ализацией (связь науки, техники и под­ готовки кадров) необычайно сдвинулось. Период от научного открытия до его практического применения сейчас исчис­ ляется годами,- а иногда и месяцами. Это сближение науки и техники вызы­ вает необходимость очень сильно пере­ смотреть многие позиции в развитии науки, в планировании науки, в связях науки с промышленностью, с подготов­ кой кадров. Я- назову некоторые такие проблемы в организации науки, которые теперь встали очень остро. Если раньше для решения какой-то практической задачи создавали специ­ альный институт и привлекали подсоб­ ные научные отрасли, то сейчас такой способ оказывается мало пригодным, этим способом трудно решать сложные современные технические проблемы. Все больше и больше начинает применяться новый комплексный метод, когда, наря­ ду с головным институтом, привлекают­ ся другие крупнейшие институты стра­ ны, которые, каждый в своей области, решают соответственную часть проблемы так, что в результате синтеза общая крупная проблема оказывается решен­ ной. Именно такой способ позволил совет­ ским ученым добиться огромных успехов в области ядерной физики. Известно, что мы имеем здесь мировой приоритет. Мы первые проникли в космические про­ странства и сильно обогнали все страны в этом отношении, в том числе и Амери­ ку. Этого мы достигли именно потому, что над большими проблемами крупней­ шие институты нашей страны работали сорганизованно. Если раньше в наших учебных заве­ дениях знакомили студентов с научными достижениями тридцати-сорокалетней Сокращ енная стено грамм а вы ступления акад ем и к а М. А. Л авр ен тьева на совещании пи сателей Сибири по вопросам ли тер атуры для детей. давности — и это устраивало наши тех- нические кадры, то сейчас такое препо­ давание абсолютно не устраивает. Сейчас студентов, молодежь надо учить не той науке, которая была, а той, которая де­ лается сегодня, даже той науке, которая еще только зарождается в лаборато­ риях. Такой разрыв стал остро ощущаться уже около 10—12 лет тому назад. Этот вопрос впервые нашел правильное реше­ ние, которому мы также, в значительной мере, обязаны большим успехом в обла­ сти науки. Был создан сначала физико-техниче­ ский институт в Москве, а затем по это­ му принципу и другие институты, а ряд институтов перестроился. В этих обнов­ ленных высших учебных заведениях чи­ таются только элементарные основные курсы и студенты проходят основную лабораторную практику. Начиная с 3*о курса, центр тяжести преподавания переносится в специальный научно-ис­ следовательский институт. Здесь читают курсы крупнейшие ученые, которые на­ столько загружены, что не могут ездить но Москве и читать в различных учеб­ ных заведениях. Лабораторная практика ведется научными сотрудниками, кото­ рые делают науку, нужную сегодняшне­ му дню. Таким образом, выпускники вплотную приобщены к современной науке и могут в лабораториях сразу раз­ вертывать ту работу, которая сейчас нужна, и идут в промышленность со зна­ нием самых новых данных науки. Решением XX съезда КПСС намечена грандиозная перестройка Сибири: строи­ тельство передовых заводов, создание новой энергетики, планирование даль­ нейшей разработки 'богатейших недр Сибири. Для того, чтобы все это сде­ лать лучше и быстрее, исключительное значение приобретает наука. Если проехать по крупным индустри­ альным городам Сибири, то ярко видно, с каким подъемом трудятся рабочие и инженеры, осуществляя решения XX съезда партии, как воздвигаются новые города, заводы, гидроэлектро­ станции. Но в отношении науки мы, к сожалению, пока что отстали в Сибири. Филиалы Академии наук СССР, которые были созданы 10—20 лет тому назад, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2