Сибирские огни, 1958, № 9
они со страшной силой обрушиваются на ряжи и каменный банкет перемычки, перебираясь на плотину на высоте трех этажных домов. С риском для жизни идут тогда на от ражение ледовой атаки бульдозеристы, вертолет проносится над порогами, сбра сывая в угрожающие скопления фугасы с взрывчаткой. Несколько дней может продолжаться «ледовое побоище». Бульдозеристы — передовой отряд механизаторов. Немало приходится по работать им и во время лесных пожаров. В последнюю декаду мая 1958 года сплошным фронтом надвигался пал на станцию Осиповна и поселок правого бе рега. Ветер швырял пламя на десятки метров вперед, с грохотом падали ис крящиеся деревья. Первыми бросились на борьбу, комсомольцы строительно монтажного поезда № 219, они успели сообщить по телефону об опасности со седним участкам. Без команды, прямым ходом поспешили на пожар бульдозери сты, прямо в огонь ворвался комсомолец Алексей Моргачев. Плотники и бетон щики бригады Виктора Федорова следом за бульдозеристом расширяли потушен ную полосу, уничтожали мелкие очаги пожара. Дымились телогрейки, и пере довому отряду не сдобровать бы, но на помощь прибыло свежее подкрепление: 16 бульдозеров с ГЭС. Сутками не вы пускали «баранок» бульдозеристы. Пять ночей продолжался бой за посе лок и, сверкая искрами, пал отходил, прижатый к Ангаре. Из широкого окна кабинета главного инженера открывается панорама на весь котлован. На высокой продольной пере мычке—кумачовый плакат. Огромными двухметровыми буквами выведено: «Ком мунизм — есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Чутким ухом слышит Софрон Михай; лович биение пульса стройки, особенно напряженной теперь, накануне «боль шого бетона». — Ну, как, разобрались? — спраши вает Владимиров. — Могу вам теперь рассказать о бетоне. Видите врезки в диабазовую стену? Так вот, плотина лят жет метров на тридцать выше. Этакац махина: сто тридцать метров высотой. Протяженность 5140 метров. И, отрешившись от своей манеры де монстрации цифр, Владимиров очень об разно рассказал о том, как будет вы глядеть плотина через пять лет: пре красное сооружение со светлыми стан ционными помещениями, а поверху пройдут четыре железнодорожных ли нии и одна автомагистраль. — А завтра пойдет «большой бетон», — продолжает он. — -Это историческая 'дата — 3 июня 1958 года. Всего надо бетона 5754000 кубов. А насыпей-то, насыпей — совсем астрономические чис ла — 13762000 кубов! К «большому бетону» готовились вез де. На правом берегу, в специальных карьерах вдоль реки и на островах под бирали песок и гравий четырехкубовые шагающие экскаваторы. Грохотали кам недробилки. Здешний, крупнейший из ньгне дейст вующих в Сибири, бетонный завод ка жется карликом, когда смотришь на ра стущую с каждым часом громаду корпу сов, галерей для транспортеров. Это строится комплексный комбинат, с годо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2