Сибирские огни, 1958, № 9
не редкость. Как и заводской рабочий, нынешний лесоруб-лесомеханизатор свя зывает свою жизнь с предприятием на долго, если не навсегда. Он крепко осе дает на одном месте, обзаводится доб рым хозяйством. Дочки, подрастая, вы ходят замуж за своих же трактористов и пильщиков, сыновей отец с детства приучает к нелегкой, но увлекательной и довольно доходной — что тоже важно — профессии. Так создаются целые династии лесников, обеспечивается по стоянное пополнение рабочих рук, даль нейший размах лесозаготовок. А размах предстоит большой. К кон цу следующей пятилетки комбинат «Тюменьлес» будет заготавливать дре весины в два с половиной раза больше, чем сейчас, хотя и за последние годы вывозка леса резко возросла. Но и эта огромная цифра составит, примерно, десятую долю того, что тайга может да вать без всякого ущерба для себя — за счет естественного прироста лесов. Резервы огромны. Тем важнее уже сейчас заглянуть в будущее лесной про мышленности этого огромного края, ближе всего стоящего к безлесым райо нам Европейской части страны, уже сейчас задуматься над тем, как лучше использовать неисчислимые богатства тайги. I. Если бы леса штриховались на карте в зависимости от плотности и степени освоения, карта Западно-Сибирской низ менности приняла бы несколько необыч ный вид. На южной кромке ее — блек ло-зеленая узкая полоса чуть ли не до предела выработанных лесосек, а выше почти без перехода,— густая празелень нетронутых массивов. Южные районы Тюменской области, имеющие лишь четыре процента запасов спелой древе сины, дают две трети всей производст венной программы комбината «Тюмень лес». И только одна треть продукции приходится на огромный Север, где со средоточены 96 процентов лесных запа сов, где вековые, перестойные кедры и сосны сами просятся под пилу лесо руба. Именно в южной части области рас положен Заводоуковский леспромхоз, самое крупное лесозаготовительное пред приятие Советского Союза — он один вывозит в год миллион кубометров дре весины. Это огромный лесной завод, размах нувшийся на сотни километров во круг. Он дает жизнь целому краю. Свои ремонтные мастерские и школы, свои деревообрабатывающие цехи и столовые. Своя ширококолейная железная дорога, буквально вгрызшаяся в тайгу на сто тридцать километров. Начинаясь у Заво- доуковска, где она смыкается с Транс сибирской магистралью, эта дорога за вершается у одного из самых дальних лесопунктов — Сосновки. Туда и везет нас сейчас очередная «подача» — так называют здесь состав порожняка, который подается под гото вую древесину. Навстречу мчатся порос- пГие мелким осинником места старых по рубок, разукрашенные ромашками и не забудками зеленые лесные полянки, го релые черные остатки таежных палов, уходящие вдаль поперечные просеки. Издали озером серебрится болото, все в мелких березках и чахлых, прогнивших «пеньках. Одинокие путники, приставив козырьками ко лбу ладони, провожают взглядом состав. То и дело мелькают до бротные бревенчатые дома лесных по селков. Пройдены станции Лебедевка, Юрга Лесная, Верхний Укроп. Все больше лю дей встречается на пути, все больше по падается штабелей свежей, готовой к вывозке древесины. Наконец, паровоз дает длинный, «финишный» гудок. Сос- новка. Вот она. К железнодорожному полот ну с обеих сторон примкнули жилые дома работников лесопункта — их здесь больше сотни. Улочки убегают вдаль, к самой кромке тайги. В тылах зеленеет ботва огородов. Откуда-то с боковых улиц доносятся веселые ребячьи голоса, татаканье мотоцикла, заполош- ное кудахтанье куриц. Совсем обжитой, густо населенный поселок... А какой ты была, Сооновка, летом 1952 года? Тогда железная дорога еще обрывалась на подступах к лесопункту, и последние пять километров мы одоле ли пешком. Как в двух бараках умудря лись размещаться тогда и контора, и об щежитие, и столовая, и еще с десяток разных служб и заведений — сейчас да же трудно представить. Помню только, что когда бухгалтерия поздно вечером кончала работу, мы стелили на столы байковые одеяла, сооружали из канце лярских счетов и ватной телогрейки по добие подушки — и сон до утра обеспе чен. Начало следующего рабочего дня заставало нас где-нибудь вдалеке от «до ма» — молодой главный инженер лесо пункта, увлекаясь, водил гостей по та ежным буеракам, показывал места бу дущих порубок, трассы предполагаемых лесовозных дорог и узкоколейных линий. Теперь я повторяю свой маршрут. Те лесосеки и дороги, которые в прошлый раз были еще «на бумаге», давно выра ботаны, узкоколейные пути ушли дале ко отсюда. Незаметно для себя мы пере шли на территорию другого лесопункта, Таповского, расположенного рядом с Сосновкой. Он возник уже после перво го моего приезда. А сейчас дает столь ко древесины, сколько целый леспромхоз на Севере. Из деляны выехал трактор, следом за ним тянется целая груда узловатых стволов. В кабине сидит высокий узко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2