Сибирские огни, 1958, № 9

не редкость. Как и заводской рабочий, нынешний лесоруб-лесомеханизатор свя­ зывает свою жизнь с предприятием на­ долго, если не навсегда. Он крепко осе­ дает на одном месте, обзаводится доб­ рым хозяйством. Дочки, подрастая, вы­ ходят замуж за своих же трактористов и пильщиков, сыновей отец с детства приучает к нелегкой, но увлекательной и довольно доходной — что тоже важно — профессии. Так создаются целые династии лесников, обеспечивается по­ стоянное пополнение рабочих рук, даль­ нейший размах лесозаготовок. А размах предстоит большой. К кон­ цу следующей пятилетки комбинат «Тюменьлес» будет заготавливать дре­ весины в два с половиной раза больше, чем сейчас, хотя и за последние годы вывозка леса резко возросла. Но и эта огромная цифра составит, примерно, десятую долю того, что тайга может да­ вать без всякого ущерба для себя — за счет естественного прироста лесов. Резервы огромны. Тем важнее уже сейчас заглянуть в будущее лесной про­ мышленности этого огромного края, ближе всего стоящего к безлесым райо­ нам Европейской части страны, уже сейчас задуматься над тем, как лучше использовать неисчислимые богатства тайги. I. Если бы леса штриховались на карте в зависимости от плотности и степени освоения, карта Западно-Сибирской низ­ менности приняла бы несколько необыч­ ный вид. На южной кромке ее — блек­ ло-зеленая узкая полоса чуть ли не до предела выработанных лесосек, а выше почти без перехода,— густая празелень нетронутых массивов. Южные районы Тюменской области, имеющие лишь четыре процента запасов спелой древе­ сины, дают две трети всей производст­ венной программы комбината «Тюмень­ лес». И только одна треть продукции приходится на огромный Север, где со­ средоточены 96 процентов лесных запа­ сов, где вековые, перестойные кедры и сосны сами просятся под пилу лесо­ руба. Именно в южной части области рас­ положен Заводоуковский леспромхоз, самое крупное лесозаготовительное пред­ приятие Советского Союза — он один вывозит в год миллион кубометров дре­ весины. Это огромный лесной завод, размах­ нувшийся на сотни километров во­ круг. Он дает жизнь целому краю. Свои ремонтные мастерские и школы, свои деревообрабатывающие цехи и столовые. Своя ширококолейная железная дорога, буквально вгрызшаяся в тайгу на сто тридцать километров. Начинаясь у Заво- доуковска, где она смыкается с Транс­ сибирской магистралью, эта дорога за­ вершается у одного из самых дальних лесопунктов — Сосновки. Туда и везет нас сейчас очередная «подача» — так называют здесь состав порожняка, который подается под гото­ вую древесину. Навстречу мчатся порос- пГие мелким осинником места старых по­ рубок, разукрашенные ромашками и не­ забудками зеленые лесные полянки, го­ релые черные остатки таежных палов, уходящие вдаль поперечные просеки. Издали озером серебрится болото, все в мелких березках и чахлых, прогнивших «пеньках. Одинокие путники, приставив козырьками ко лбу ладони, провожают взглядом состав. То и дело мелькают до­ бротные бревенчатые дома лесных по­ селков. Пройдены станции Лебедевка, Юрга Лесная, Верхний Укроп. Все больше лю­ дей встречается на пути, все больше по­ падается штабелей свежей, готовой к вывозке древесины. Наконец, паровоз дает длинный, «финишный» гудок. Сос- новка. Вот она. К железнодорожному полот­ ну с обеих сторон примкнули жилые дома работников лесопункта — их здесь больше сотни. Улочки убегают вдаль, к самой кромке тайги. В тылах зеленеет ботва огородов. Откуда-то с боковых улиц доносятся веселые ребячьи голоса, татаканье мотоцикла, заполош- ное кудахтанье куриц. Совсем обжитой, густо населенный поселок... А какой ты была, Сооновка, летом 1952 года? Тогда железная дорога еще обрывалась на подступах к лесопункту, и последние пять километров мы одоле­ ли пешком. Как в двух бараках умудря­ лись размещаться тогда и контора, и об­ щежитие, и столовая, и еще с десяток разных служб и заведений — сейчас да­ же трудно представить. Помню только, что когда бухгалтерия поздно вечером кончала работу, мы стелили на столы байковые одеяла, сооружали из канце­ лярских счетов и ватной телогрейки по­ добие подушки — и сон до утра обеспе­ чен. Начало следующего рабочего дня заставало нас где-нибудь вдалеке от «до­ ма» — молодой главный инженер лесо­ пункта, увлекаясь, водил гостей по та­ ежным буеракам, показывал места бу­ дущих порубок, трассы предполагаемых лесовозных дорог и узкоколейных линий. Теперь я повторяю свой маршрут. Те лесосеки и дороги, которые в прошлый раз были еще «на бумаге», давно выра­ ботаны, узкоколейные пути ушли дале­ ко отсюда. Незаметно для себя мы пере­ шли на территорию другого лесопункта, Таповского, расположенного рядом с Сосновкой. Он возник уже после перво­ го моего приезда. А сейчас дает столь­ ко древесины, сколько целый леспромхоз на Севере. Из деляны выехал трактор, следом за ним тянется целая груда узловатых стволов. В кабине сидит высокий узко­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2