Сибирские огни, 1958, № 8

нецкой тайги. И, надо заметить сразу, с задачей этой он справился успешно. Может быть, сухостью изложения вы­ зовет досаду иного читателя первый очерк — «Ясак соболями». Здесь много любопытных исторических сведений, но не меньше канцелярских оборотов, вро­ де: «Выкачивание пушнины в то время проводилось, конечно, без учета фауни- стических ресурсов», «Осуществляется целая система мероприятий по восста­ новлению и обогащению фауны страны» и так далее. Быть может, несколько уто­ мит обилием названий растений, живот­ ных и птиц следующий небольшой очерк — «Расписанный пояс». Но чем дальше, тем увлекательнее становится повествование автора, который влюб­ лен в сибирскую природу, отлично зна­ ет ее и обладает несомненным литера­ турным дарованием. Бесспорно удались И. Зыкову расска­ зы о животных, где каждый «герой» имеет свой характер, где мы видим то, что обычно скрыто от человеческих глаз. Забавна и трогательна история лисицы Огневки, осиротевшей в раннем детстве и перенесшей множество опас­ ностей на своем пути. Охотник Кондрат не раз безуспешно пытается добыть при­ метного зверя; неудачи только подзадо­ ривают его. Но однажды агроном гово­ рит, что на полях расплодилось много сусликов, а лисицы, оказывается, истребляют их. И когда Кондрат наблю­ дает, как Огневка, уже с потомством, охотится за сусликом, он не снимает ружья. Между прочим, автор неоднократно подчеркивает мысль, что настоящий, любящий свой край охотник никогда не уничтожит зверя без нужды, ради самого уничтожения. Вот прекрасный, полный юмора рассказ «Медведи». Группа горо­ жан с проводником-лесничим впервые вышла на медвежью охоту. Обнаруже­ ны две берлоги рядом. Вскрыта первая, и уже лежит мертвым матерый хищник. Когда же доходит очередь до второй, там оказывается медвежонок, впервые устроивший берлогу, да к тому же сам­ ка. Лесник решительно против того, чтобы убивать этого полудетеныша. Но горожане и не возражают. Что касается дальнейшей судьбы медвежонка... «Мед­ ведица живет в зоопарке. У нее уже бы­ ли свои медвежата». Особо следует остановиться на рас­ сказе «Сохатый», в котором И. Зыков, отталкиваясь от обычного охотничьего эпизода, переходит к художественным обобщениям. ...Черное озеро. Мрачное таежное озеро, где возле противоположного бе­ рега образовался мшистый ковриюзы- бун, который не может преодолеть ни один пловец, да и зверь тоже. Охотники устроили облаву на волков; случайно по­ пал в нее сохатый—лось. «На все селе­ ние хватит»,-— ликует один из ловцов. (Дело происходит в давние времена, когда лосей можно было истреблять безнаказанно). Загнанный сохатый бро­ сается в Черное озеро. И... «Не поднялось ни одно ружье... Кто- то из вновь прибежавших крикнул: — Айда, братцы, на ту сторону, там возьмем его! Но охотник в высокой меховой шап­ ке, тот, что загонял лося к озеру, суро­ во остановил: — Не трожь зверя! Коли справится и жив будет — пусть уходит на здо­ ровье». Лось выбирается на берег. А мы уви­ дели благородство людей, уважающих стремление к свободе даже в животном. В числе тридцати пяти рассказов и очерков И. Зыкова есть и сравнительно солидные по размеру и совсем неболь­ шие. Несколько коротких даже названы «этюдами», хотя «Осенний костер в ле­ су», например, без сомнения, можно причислить к жанру стихотворений в прозе. Но любое из произведений (за исключением, как упоминалось, вступи­ тельного очерка) радует наблюдательно­ стью автора, образным свежим языком. Два отрывка, взятых наудачу: «Мы вышли на берег какого-то дола и тут увидели тоже солнечную реку — широкую и яркую... Главное место в та­ ежной раскраске заняли нежно-золоти­ стые березы, заполнившие своей лист­ вой дол доверху, до густой зелени пихт и кедров. Рябыо в этом потоке перели­ ваются багряно-красные листья осины, рябины, темно-красные черемухи, зеле­ новато-желтые ольшаники. Как будто удивительная эта река и в самом деле сплетается йз разноцветных струек». Это — картина осени. А вот — весен­ ний дождь: «Дождевые облака сгрудились на се­ верной половине неба. Солнечные лучи ринулись в толщу их, в дождевую заве­ су, и на небе раскрылась яркая, много­ цветная радуга. В народе бытует сказ­ ка, что у весенней радуги на ее концах висят котлы с золотом. Что ж, как ни сказочен образ, а ря­ дом с ним обязательно жизнь, по край­ ней мере, смысл, ибо радуга — это дождь при солнце, а солнце — тепло, они несут людям золотые котлы плодо­ родия, урожая». Есть в рассказах И. Зыкова еще одно привлекательное свойство. Рисуя кар­ тинки природы, он вдруг останавливает­ ся перед каким-нибудь необычным явле­ нием. Почему в августе, летом, когда де­ ревья еще в зелени, небольшая березо­ вая рощица уже тронута осенней позо­ лотой? Или, наоборот, почему в конце осени на Зеленой горке все деревья стоят в свежем летнем уборе? Откуда бе­ рется рыба в водоемах, не связанных с реками? Откуда взялись рыбьи мальки в водосточной канаве в городе Мариин- ске? Вместе с автором мы пускаемся в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2