Сибирские огни, 1958, № 8
разием. В художественном отношении они неравноценны. И это естественно, когда соседствуют произведения опыт ных мастеров и начинающих поэтов. Но имеются здесь и просто слабые стихи, от публикации которых правильнее было бы воздержаться. Подборка стихо творений «Стихи остаются в строю» не вызывала бы возражений, если бы не такое ответственное название. Рядом с превосходными стихами И. Уткина («Комсомольская песня» и «Ты пишешь мне письмо») и Д. Алтаузена («Я пишу, дорогая, тебе») помещены стихотворе ния незрелые, с заимствованными обра зами, но интересные как исторический документ, характеризующий чувства революционной молодежи в 1917 году. Эти слабые стихи не совсем уместны под такой рубрикой. Они, конечно, в строю не остались. Среди стихов, посвященных пролетар ской революции 1917 года, следует от метить «Стихи в Белом доме» Анатолия Преловского, в которых образно, кон кретно выражена мысль о связи револю ционных поколений. А стихотворение «Октябрь» Петра Реутова, к сожале нию. лишено подлинного лирического чувства. Это — сплошная риторика, без мысли и чувства. Между тем этот же самый поэт написал хорошую поэму «Хлеб», если судить по опубликованным главам. В альманахе напечатано два стихо творения В. Уркова. «Край родной» по лон любви к родному сибирскому краю, однако лишен поэтической оригинально сти. Эти образы мы уже видели, такие голоса уже слышали. А вот стихотворе ние «Промах» в самом деле хорошо своими теплыми интонациями. Это — спор героя с самим собой. Мы проника емся необычным душевным состоянием героя, который боится признаться само му себе в возникшем чувстве. Знаеш ь , хвалят тебя чересчур — ЕсТь девчата получше, покраше. Глаз твои х плутоватый прищур Для меня абсолютно не страш ен . Своеобразие манеры поэта в этом стихотворении в том, что за искренно стью и простодушием героя, еще не ра зобравшегося в своем чувстве, едва за метна лукавая и понимающая улыбка автора, верящего в чистоту и силу рож дающегося чувства. В стихах Светланы Кузнецовой нет психологической тонко сти, свойственной В. Уркову, и все же «Опять от веселого гула» хорошее сти хотворение, в котором есть живое ощу щение жизни. Но наряду с этим мы вы нуждены читать ее же банальный аль бомный стишок «Встретилась и расста лась». В стихотворении Ан. Преловско го «Материнство» извечная тема герои ческой самоотверженности материнской любви повернута в нем новой стороной. Читатель задумается о разумной жерт венности, без которой неизбежно разви- тие У детей эгоистического равнодушия к судьбе матери. Я не убеждена, что эта мысль входила в намерение поэта, но у читателя она неизбежно возникает, благодаря грустной интонации стихотво рения, особенно последней строфы: Я видел их r тайге весною: У дочки платье вырезное. А мать с по ни кш ей головой Roe хоче т дочь п р и к р ы т ь о т зноя Н есущ ествующ ей листвой. Это свежее оригинальное произведе ние показывает, что А. Преловский мыс лит поэтически. По строю поэтического мышления А. Преловскому чем-то близок Марк Сергеев, автор «Баллады о тополях». Сюжет ее не сложен. Ученики 10-го класса посадили у школы 26 топо лей. Из 26 юношей остались в живых пятеро, остальные погибли в боях за Ро дину. Разросшиеся тополи символизиру ют бессмертие героев, которые как бы остались в строю живущих борцов. Поэт нашел интересную форму для свое го замысла. Он, взрослый человек, при шел к деревьям на поклон, и на него с удивлением смотрит горнист из пионер ского отряда. Образ пионера-горниста здесь очень кстати. Он дает возможность такой взволнованной патриотической концовке: Нас пятеро с войны вернулось в строй. Но коль опять однажды скажет: . . , „ «Надо идти на бой» — родимая земля. Горнист из пионерского отряда. Знай, как живы е эти тополя. И если в час беды о нас ты вспомнишь. Твой горн тревожно протрубит подъем . То мы придем, горнист, тебе на помощь — Живые или мертвые — придем. Большое стихотворение недавно скон чавшегося известного поэта И. Молча- нова-Сибирского «Друзья встретились вновь» привлечет читателя как глуби ной идеи, так и свежестью ее поэтиче ского выражения. Идея дружбы русско го народа и народностей Севера живет в нем в конкретной поэтической форме. К числу лучших поэтических произве дений альманаха относятся и стихотво рения на историческую тему Инн. Лугов- ского. «Страницы родной истории» — это, очевидно, поэтический цикл, заду манный автором. Стихотворение «Из искры пламя зажжено», написанное по поводу перенесения праха декабристов из затопляемой долины Ангары, осно вано на мотивах пушкинского «Посла ния в Сибирь» и ответа декабриста А. Одоевского. В классически четком стихе поэт выражает отношение совет ского народа к декабристам. Он видит в процветании нашей страны частицу их дум и труда. Это стихотворение написа 12. «Сибирские огни» № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2