Сибирские огни, 1958, № 8

разием. В художественном отношении они неравноценны. И это естественно, когда соседствуют произведения опыт­ ных мастеров и начинающих поэтов. Но имеются здесь и просто слабые стихи, от публикации которых правильнее было бы воздержаться. Подборка стихо­ творений «Стихи остаются в строю» не вызывала бы возражений, если бы не такое ответственное название. Рядом с превосходными стихами И. Уткина («Комсомольская песня» и «Ты пишешь мне письмо») и Д. Алтаузена («Я пишу, дорогая, тебе») помещены стихотворе­ ния незрелые, с заимствованными обра­ зами, но интересные как исторический документ, характеризующий чувства революционной молодежи в 1917 году. Эти слабые стихи не совсем уместны под такой рубрикой. Они, конечно, в строю не остались. Среди стихов, посвященных пролетар­ ской революции 1917 года, следует от­ метить «Стихи в Белом доме» Анатолия Преловского, в которых образно, кон­ кретно выражена мысль о связи револю­ ционных поколений. А стихотворение «Октябрь» Петра Реутова, к сожале­ нию. лишено подлинного лирического чувства. Это — сплошная риторика, без мысли и чувства. Между тем этот же самый поэт написал хорошую поэму «Хлеб», если судить по опубликованным главам. В альманахе напечатано два стихо­ творения В. Уркова. «Край родной» по­ лон любви к родному сибирскому краю, однако лишен поэтической оригинально­ сти. Эти образы мы уже видели, такие голоса уже слышали. А вот стихотворе­ ние «Промах» в самом деле хорошо своими теплыми интонациями. Это — спор героя с самим собой. Мы проника­ емся необычным душевным состоянием героя, который боится признаться само­ му себе в возникшем чувстве. Знаеш ь , хвалят тебя чересчур — ЕсТь девчата получше, покраше. Глаз твои х плутоватый прищур Для меня абсолютно не страш ен . Своеобразие манеры поэта в этом стихотворении в том, что за искренно­ стью и простодушием героя, еще не ра­ зобравшегося в своем чувстве, едва за­ метна лукавая и понимающая улыбка автора, верящего в чистоту и силу рож­ дающегося чувства. В стихах Светланы Кузнецовой нет психологической тонко­ сти, свойственной В. Уркову, и все же «Опять от веселого гула» хорошее сти­ хотворение, в котором есть живое ощу­ щение жизни. Но наряду с этим мы вы­ нуждены читать ее же банальный аль­ бомный стишок «Встретилась и расста­ лась». В стихотворении Ан. Преловско­ го «Материнство» извечная тема герои­ ческой самоотверженности материнской любви повернута в нем новой стороной. Читатель задумается о разумной жерт­ венности, без которой неизбежно разви- тие У детей эгоистического равнодушия к судьбе матери. Я не убеждена, что эта мысль входила в намерение поэта, но у читателя она неизбежно возникает, благодаря грустной интонации стихотво­ рения, особенно последней строфы: Я видел их r тайге весною: У дочки платье вырезное. А мать с по ни кш ей головой Roe хоче т дочь п р и к р ы т ь о т зноя Н есущ ествующ ей листвой. Это свежее оригинальное произведе­ ние показывает, что А. Преловский мыс­ лит поэтически. По строю поэтического мышления А. Преловскому чем-то близок Марк Сергеев, автор «Баллады о тополях». Сюжет ее не сложен. Ученики 10-го класса посадили у школы 26 топо­ лей. Из 26 юношей остались в живых пятеро, остальные погибли в боях за Ро­ дину. Разросшиеся тополи символизиру­ ют бессмертие героев, которые как бы остались в строю живущих борцов. Поэт нашел интересную форму для свое­ го замысла. Он, взрослый человек, при­ шел к деревьям на поклон, и на него с удивлением смотрит горнист из пионер­ ского отряда. Образ пионера-горниста здесь очень кстати. Он дает возможность такой взволнованной патриотической концовке: Нас пятеро с войны вернулось в строй. Но коль опять однажды скажет: . . , „ «Надо идти на бой» — родимая земля. Горнист из пионерского отряда. Знай, как живы е эти тополя. И если в час беды о нас ты вспомнишь. Твой горн тревожно протрубит подъем . То мы придем, горнист, тебе на помощь — Живые или мертвые — придем. Большое стихотворение недавно скон­ чавшегося известного поэта И. Молча- нова-Сибирского «Друзья встретились вновь» привлечет читателя как глуби­ ной идеи, так и свежестью ее поэтиче­ ского выражения. Идея дружбы русско­ го народа и народностей Севера живет в нем в конкретной поэтической форме. К числу лучших поэтических произве­ дений альманаха относятся и стихотво­ рения на историческую тему Инн. Лугов- ского. «Страницы родной истории» — это, очевидно, поэтический цикл, заду­ манный автором. Стихотворение «Из искры пламя зажжено», написанное по поводу перенесения праха декабристов из затопляемой долины Ангары, осно­ вано на мотивах пушкинского «Посла­ ния в Сибирь» и ответа декабриста А. Одоевского. В классически четком стихе поэт выражает отношение совет­ ского народа к декабристам. Он видит в процветании нашей страны частицу их дум и труда. Это стихотворение написа­ 12. «Сибирские огни» № 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2