Сибирские огни, 1958, № 8

там, где нужна картина. И конечно, ху­ дожник, решившийся уложить такой ма­ териал в прокрустово ложе маленькой повести, не сможет организовать сюжет, не в состоянии будет развернуть дейст­ вие. По этой же причине Д. Сергееву ре удался рассказ «Две ночи», Материал, взятый автором,— не для рассказа. Это скорее отрывок из повести или романа, это кусочек биографии героя, имеющий смысл только в контексте целого произ­ ведения, повествующего о формирова­ нии характера на полях сражений. По­ этому читатель недоумевает, как отнес­ тись к рассказу, для чего он здесь, в альманахе, что хотел сказать автор. И это несмотря на хороший слог, на ося­ заемость деталей, на умение автора ви­ деть предметы. Рассказ А. Кузнецова «Захар Заха- рыч» действительно хорош. Вначале ге­ рой рассказа и его жена показаны как обыватели, которых занимает только мысль о собственном домике, ради чего шофер шел даже на сделку с совестью, используя для личного заработка ка­ зенную машину. И в этих ненужных за­ ботах, в неоправданных лишениях проте­ кала без всякого смысла жизнь супру­ гов. Но настал момент в жизни Захары- ча, когда он задал себе вопрос: «А за­ чем дом?» «Он лежал и к ужасу своему не понимал уже, зачем вообще он живет на свете?» Но он не мог разрешить это­ го вопроса — и ему стало жутко. Но наша современность властно втор­ гается в жизнь каждого человека. Важ­ ное событие положило конец бессмыс­ ленному прозябанию героя рассказа. Он как шофер участвует в перекрытии Ан­ гары. Он работает без смены, руковод­ ствуясь сначала привычным стимулом: «Говорят, хорошо заплатят». Но вот его машина выведена из строя из-за того, что ему попался неудачный куб. Ему стало вдруг обидно: «И тут Захар Заха- рыч последний! Всюду! Всегда. Надо же было, чтоб этот куб попался именно ему! Другие возят ничего, а тут в кои веки настоящее дело...» И он с яростью принялся чинить борт машины вместо того, чтобы ехать отдыхать. Добившись успеха в работе, заслужив общественное признание своих заслуг, он увидел привычные предметы в новом, свете. С них- как будто снят был налет серости, будничности. Новое понимание жизни, порожденное социалистическим трудом, меняет весь строй чувств героя, меняет и его отноше­ ние к жене, делает его человечнее. В этом именно смысл лирической концов­ ки рассказа. Горьковская мысль о том, как труд выпрямляет человека, мысль, лежащая в основе всей советскрй лите­ ратуры, организует этот хороший рас­ сказ. В очерках альманаха отражается эн­ тузиазм, кипучая энергия, с какой совет­ ские люди борются за расцвет социали­ стического хозяйства и культуры Сиби­ ри. Эти очерки обогащают наши знания о советской действительности. Но они привлекают к себе не только своей по­ знавательной стороной, но и активной позицией их авторов. Очерк Вяч. Тычинина «Счастливый год» посвящен молодому социалистиче­ скому городу Ангарску, который еще отсутствует на многих географических картах страны. С большим волнением и неподдельным пафосом рассказывается в нем о славной истории недавно воз­ никшего города, о его настоящем и бу­ дущем. Читатель получит интересные сведения о планировке и методах строи­ тельства города, возможных только в социалистическом обществе. Мы узнаем о его строителях, его заводах и культур­ ных учреждениях. Восторженно-патети­ ческая интонация («Прекрасен этот юный город Восточной Сибири!», «Чу­ десен климат Ангарска!», «А воздух!» — и т. д.) сочетается в очерке с точной, скупой фразой деловой речи, с цифрами, с историческими справками (напр., справка о свойствах и истории цемента). С романом Г. Кунгурова, опублико­ ванным в этом же номере, перекликает­ ся здесь мысль о сохранении в созда­ ваемом новом городе лесных массивов. Очеркист активно вмешивается в строи­ тельство, заявляя о том, что недопусти­ мо вырубать сосны в черте города. «Не­ рассуждающий топор уже скосил все сосны в 73-м, 74-м и 107-м кварталах. Поверженные в прах, лежат красавицы- сосны в 106-м и 80-м кварталах. Та же участь предстоит еще многим деревьям, бесценному зеленому фонду Ангарска, который не заменить никакими посадка­ ми чахлого багульника и низкорослой желтой акации, если рука общественно­ сти не остановит в воздухе занесенный топор». Три очерка Ю. Полухина объединены общей темой — изображением напря­ женного труда людей на Ангаре и ут­ верждением необходимости разумной его организации, бережного отношения руководителей к творческой инициативе рядовых тружеников. В очерке «Линия напряжения», в котором ярко изобра­ жается небольшой трудовой коллектив — бригада электромонтажников,— ста­ вится важный вопрос о необходимости вдумчивого и оперативного руководства, о необходимости вовремя убрать поме­ хи, отравляющие людям радость труда. Особенность очерков Ю. Полухина — концентрирование внимания на челове­ ческих характерах, проверяемых в трудных испытаниях. Таков, например, образ талантливого организатора И скромного человека коммуниста Лядова, бригадира электромонтажников, бывше­ го фронтовика. Стихи альманаха отличаются темати­ ческим богатством и жанровым разнооб­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2