Сибирские огни, 1958, № 8
там, где нужна картина. И конечно, ху дожник, решившийся уложить такой ма териал в прокрустово ложе маленькой повести, не сможет организовать сюжет, не в состоянии будет развернуть дейст вие. По этой же причине Д. Сергееву ре удался рассказ «Две ночи», Материал, взятый автором,— не для рассказа. Это скорее отрывок из повести или романа, это кусочек биографии героя, имеющий смысл только в контексте целого произ ведения, повествующего о формирова нии характера на полях сражений. По этому читатель недоумевает, как отнес тись к рассказу, для чего он здесь, в альманахе, что хотел сказать автор. И это несмотря на хороший слог, на ося заемость деталей, на умение автора ви деть предметы. Рассказ А. Кузнецова «Захар Заха- рыч» действительно хорош. Вначале ге рой рассказа и его жена показаны как обыватели, которых занимает только мысль о собственном домике, ради чего шофер шел даже на сделку с совестью, используя для личного заработка ка зенную машину. И в этих ненужных за ботах, в неоправданных лишениях проте кала без всякого смысла жизнь супру гов. Но настал момент в жизни Захары- ча, когда он задал себе вопрос: «А за чем дом?» «Он лежал и к ужасу своему не понимал уже, зачем вообще он живет на свете?» Но он не мог разрешить это го вопроса — и ему стало жутко. Но наша современность властно втор гается в жизнь каждого человека. Важ ное событие положило конец бессмыс ленному прозябанию героя рассказа. Он как шофер участвует в перекрытии Ан гары. Он работает без смены, руковод ствуясь сначала привычным стимулом: «Говорят, хорошо заплатят». Но вот его машина выведена из строя из-за того, что ему попался неудачный куб. Ему стало вдруг обидно: «И тут Захар Заха- рыч последний! Всюду! Всегда. Надо же было, чтоб этот куб попался именно ему! Другие возят ничего, а тут в кои веки настоящее дело...» И он с яростью принялся чинить борт машины вместо того, чтобы ехать отдыхать. Добившись успеха в работе, заслужив общественное признание своих заслуг, он увидел привычные предметы в новом, свете. С них- как будто снят был налет серости, будничности. Новое понимание жизни, порожденное социалистическим трудом, меняет весь строй чувств героя, меняет и его отноше ние к жене, делает его человечнее. В этом именно смысл лирической концов ки рассказа. Горьковская мысль о том, как труд выпрямляет человека, мысль, лежащая в основе всей советскрй лите ратуры, организует этот хороший рас сказ. В очерках альманаха отражается эн тузиазм, кипучая энергия, с какой совет ские люди борются за расцвет социали стического хозяйства и культуры Сиби ри. Эти очерки обогащают наши знания о советской действительности. Но они привлекают к себе не только своей по знавательной стороной, но и активной позицией их авторов. Очерк Вяч. Тычинина «Счастливый год» посвящен молодому социалистиче скому городу Ангарску, который еще отсутствует на многих географических картах страны. С большим волнением и неподдельным пафосом рассказывается в нем о славной истории недавно воз никшего города, о его настоящем и бу дущем. Читатель получит интересные сведения о планировке и методах строи тельства города, возможных только в социалистическом обществе. Мы узнаем о его строителях, его заводах и культур ных учреждениях. Восторженно-патети ческая интонация («Прекрасен этот юный город Восточной Сибири!», «Чу десен климат Ангарска!», «А воздух!» — и т. д.) сочетается в очерке с точной, скупой фразой деловой речи, с цифрами, с историческими справками (напр., справка о свойствах и истории цемента). С романом Г. Кунгурова, опублико ванным в этом же номере, перекликает ся здесь мысль о сохранении в созда ваемом новом городе лесных массивов. Очеркист активно вмешивается в строи тельство, заявляя о том, что недопусти мо вырубать сосны в черте города. «Не рассуждающий топор уже скосил все сосны в 73-м, 74-м и 107-м кварталах. Поверженные в прах, лежат красавицы- сосны в 106-м и 80-м кварталах. Та же участь предстоит еще многим деревьям, бесценному зеленому фонду Ангарска, который не заменить никакими посадка ми чахлого багульника и низкорослой желтой акации, если рука общественно сти не остановит в воздухе занесенный топор». Три очерка Ю. Полухина объединены общей темой — изображением напря женного труда людей на Ангаре и ут верждением необходимости разумной его организации, бережного отношения руководителей к творческой инициативе рядовых тружеников. В очерке «Линия напряжения», в котором ярко изобра жается небольшой трудовой коллектив — бригада электромонтажников,— ста вится важный вопрос о необходимости вдумчивого и оперативного руководства, о необходимости вовремя убрать поме хи, отравляющие людям радость труда. Особенность очерков Ю. Полухина — концентрирование внимания на челове ческих характерах, проверяемых в трудных испытаниях. Таков, например, образ талантливого организатора И скромного человека коммуниста Лядова, бригадира электромонтажников, бывше го фронтовика. Стихи альманаха отличаются темати ческим богатством и жанровым разнооб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2