Сибирские огни, 1958, № 8

тельности Ботанического сада универси­ тета, ни с равнодушием и бесхозяйствен­ ностью, царящими в Горзеленхозе, ко­ торым руководит Пухов. Нужно сказать, что Пухов — замеча­ тельная художественная находка Г. Кунгурова. В этом образе превосход­ но все: заплывшие узкие глаза, пухлая влажная рука и двойной увесистый под­ бородок; переслащенный тенорок; стрем­ ление блеснуть знаниями, которых он не имеет и которые ему заменял лист с цитатами, изречениями и стихотворны­ ми отрывками, хранившийся в ящике служебного стола. Автору удался этот характер еще и потому, что он нашел для него такую манеру речи, без которой его существо­ вание немыслимо. В его знаменитом вы­ ражении, запомнившемся Наташе еще со студенческих лет: «Обещаю. Будет сделано. Точка», — сущность характе­ ра. А вот типично демагогические оборо­ ты невежды. Когда кто-то из рабочих за­ явил, что нет ни метра шланга, он по­ учает: «Для растений неважно, полива­ ются они из шланга, или из лейки. Лю­ бовь нужна, отеческая забота о зеленых питомцах, а не шланг...». А как хорошо характеризуют его такие речевые трафа­ реты: «Итак, дорогие товарищи, засучим рукава и возьмемся за дело с огоньком, с подъемником!», «Давайте, дорогие то­ варищи, смелее развертывайтесь». Виктор Суслов изображался уже в рассказе Г. Кунгурова военных лет «Таня Бакетова». Виктор, считая себя одаренным поэтом, решил остаться в тылу, чтобы писать «огненные стихи» для бойцов. Но затем автор показывает процесс превращения своего героя в со­ знательного бойца трудовой армии. Та­ кая коллизия хороша для рассказа. Но в данном романе этот образ несет иную идею. Поэтому он рисуется человеком, который ничего не переосмыслил и в ко- торрм дурные качества характера полу­ чают дальнейшее развитие. Он стано­ вится циником и карьеристом. Правди­ вость этой линии развития характера не вызывает сомнений. Но если читатель романа знал рассказ, то это вызовет у него аналогии, которые помешают понш манию этого человека в романе. Характер главной героини романа ав­ тор, на мой взгляд, нечетко уяснил се­ бе. Мы видим ее энергичной, упорной, настойчивой, умеющей бороться за свои идеи и в столкновении с Пуховым, и тогда, когда она готовит экспедицию, и в кабинете секретаря парторганизации или в кабинете ректора университета. Мы убеждаемся также и в активности ее чувства к Василию Петровичу. Но, если учесть особенности ее действенного, во­ левого характера, трудно будет понять ее поведение по отношению к горячо любимому мужу, другу детства и юности Володе. Как могло не хватить у нее напористости, чтобы добиться свидания с ним в госпитале? Трудно поверить в искренность ее переживаний, когда она читает тетрадь Володи, трудно потому, что читатель не убежден в смерти Воло­ ди, как не убеждена в этом и сама На­ таша. Так и кажется, что она убеждает себя в том, что он действительно умер. Не потому ли писатель так неосторож­ но обошелся с характером Наташи, не приняв в расчет, как это повредит об­ разу, что он задумал во что бы то ни стало соединить ее с секретарем парт­ бюро Василием Петровичем? Заботясь о полноте характера последнего, он уро­ нил свою героиню во мнении читателя. Что касается образа Василия 'Петро­ вича, то он, хотя и не стал ярким худо­ жественным типом партийного руково­ дителя, некоторыми своими особенностя­ ми выгодно отличается от иных образов коммунистов в современной литературе. Он показан человеком земным, с чувст­ вами и страстями, нисколько не унижаю­ щими его, раз они свойственны каждому нормальному человеку. Образ этот, без­ условно, выигрывает оттого, что ему присуще стремление к красоте и орга­ ническое восприятие красоты. К сожа­ лению, не всегда его • поступки вытека­ ют из характера. Так, например, когда отношения между ним и Брусковой бы­ ли еще официальными, когда он вызвал ее в партбюро для делового и неприят­ ного для нее разговора, он, вместо того, чтобы откровенно и честно сказать ей о допущенных ею, как ему казалось, ошибках, прибегает к намекам и много­ значительным паузам, что совсем не идет к этому умному, честному и чуж­ дому интриг руководителю. М. Моценок в повести «Юность ком­ муниста» свежо, с каким-то чистым ли­ рическим чувством повествует о труд­ ной юности комсомольца и молодого коммуниста Артема и его невесты и боевого товарища Наташи Черемшано- вой, секретаря Лариковского волкома — славных представителей корчагинского поколения в условиях Сибири. По-на­ стоящему волнуют читателя сцена при­ нятия Артема в партию и дневник уби­ той бандитами Наташи. Но, хотя повесть и читается с интересом, читатель закан­ чивает ее с чувством неудовлетворенно­ сти. На 65 страницах перед читателем проходит множество значительных ис­ торических событий: жизнь народа при колчаковском режиме, революционное подполье, приход победоносной Красной Армии, новая экономическая политика, партийная чистка, смерть Ленина, подго­ товка кадров партийных работников в партшколе, борьба с бандитизмом, пере­ дача приисков концессионерам... Как можно в небольшой повести вместить такое колоссальное содержание? Понево­ ле многое будет сказано второпях, а не изображено, неизбежны при этом недо­ говоренность и еле намеченные штрихи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2