Сибирские огни, 1958, № 8
углу и разбудили капитана, который, войдя" в рубку, добродушно проворчал: — Фу-ты ну-ты! Народу-то сколько! Как в клубе! Капитан Снетко ничуть не интересовался тем, что делается в команде. Штурманы опаздывали на вахту, во время рейса справлялись именины, — на все капитан взирал с невозмутимой иронической улыбкой. А когда двое мотори стов украли ящик вина и следователи повели их, он даже пошутил: — Вы, хлопцы, не тужите. Мы вам коллективную передачу подбросим. Вот на фоне этого «демократизма» суровость нашего капитана, наказыва ющего даже за плохо заправленную койку, казалась проявлением большой чут кости. Много раз мы убеждались, что наш капитан по-своему добр. Под осень он устроил следующий опрос. В его каюту вызывался кто-нибудь из команды, и капитан, сидя за столом, спрашивал: — Валенки к зиме приобрели? Нет? Полушубок? Тоже нет? Денег не сэко номили? Скверно, скверно. Вот вам деньги. До получки. Если не купите, что нужно, я спишу вас на берег. Ясно? — Ясно, товарищ капитан. Он, видимо, ничуть не заботился о том, чтобы команда любила его. Он не допускал никакой фамильярности с подчиненными, даже близости с ними. Однаж ды при мне он разговорился с Виктором Львовичем, и я осмелился вставить ка кое-то замечание. В ответ последовало такое презрительное молчание, что я больше никогда не решился открыть рот в присутствии капитана. Хорош или плох наш капитан? Очень трудно судить о человеке, если во прос ставится так примитивно прямо. Как-то в рейсе сыграли аврал: вся коман да вызывалась наверх мыть палубу. Лил дождь. Мы работали несколько часов, промокнув до нитки. И все время на палубе находился капитан. Нет, он не взял в руки швабру, как сделал бы Снетко. Нащ капитан четко и строго распоряжал ся, стремясь, чтобы работа шла быстро и отлично. Разумеется, он сам промок и продрог не меньше нас. Если бы еще у него была душевная мягкость, как у Виктора Львовича! Если бы ему научиться заглядывать в души своих подчиненных и уметь забо титься и о них, а не только о валенках1 Однажды я слышал, как он сказал старпому: — Вы поговорите по душам с этим Семеновым. Опять безобразничает... Может быть, ваш разговор подействует. Сам он разговарить по душам не умел. На реке работает в основном молодежь, ребята" лет восемнадцати-двадца- ти. Это такой возраст, когда многое неясно, когда молодому человеку нужно на путственное слово. И командир — первый, кто должен сказать это слово. Это — духовная миссия командира, может быть, самая важная в его нелегком тру де! ... В десять тридцать показалась «Якутия». Услышав наш сигнал, она по дошла, мы подали кормовой трос, и оба теплохода дали полные обороты двига телям. Через двадцать минут мы снялись с мели и пошли борт о борт с «Яку тией». Наш капитан церемонно раскланялся с капитаном «Якутии» и прокричал в мегафон: — Благодарю! Доброго плавания! И приложил руку к сердцу. Был он, как всегда, спокоен, непроницаем. Я помню немало минут, когда мы гордились своим капитаном. X. Казачипский порог и диспетчер Казачинский порог едва ли можно назвать красивым местом. Скорее, это один из мрачных уголков Енисея. На берегах — темные толпы сосен и пихт, глыбы камней, посередине — седой, стремительный поток. Эти берега, эти кам ни — немые свидетели многих драматических эпизодов... Еще задолго до порога спрашивают, много ли там воды, нет ли тумана, и команда высыпает на палубу. В рубке — все штурманы и капитан: мало ли мо жет что случиться?.. Ночью порог закрыт, и кого темнота застала у его входа, ждет утра, что бы при свете солнца осторожно пройти между камней. Вверх своим ходом идут только легкие пассажирские теплоходы, и то не многие Грузовые суда, пароходы с караванами поднимает на порог туер, — мощная паровая лебедка. Без туера из-за Казачинского порога судоходство на Енисее было бы почти невозможно. Мы подошли к порогу, и как всегда, дали сигнал: «Обращаю внимание!» Услышав его, туер должен был спуститься и, взяв нас на буксир, поднять вверх. Но туер не спускался. Неисправен? Мало воды в пороге?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2