Сибирские огни, 1958, № 7

X ft о н и . * Редкие издания произведений Карла Маркса. * Музей в районном центре. * Воды Иртыша — в глубь казахстанских степей. * История дороги в картинах художника. * Водопровод длиной 900 километров. * Библиотека сибирского романа. * Выставка картин ученика Репина. * История советского Алтая. * Балет «Тарко-Чачек» РЕДКИЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАРЛА МАРКСА На выставке Томского университета, посвященной 140-летию со дня рожде­ ния Карла Маркса, научная библиотека показала редкие издания произведений Карла Маркса на русском языке, пред­ ставляющие большую библиографиче­ скую редкостью. Эта сравнительно небольшая коллек­ ция ^ниг состоит из 26 названий в 67 экземплярах. Среди них—первая работа Маркса, переведенная на русский язык, «Устав Международного товарищества рабочих», вышедшая в 1869 году в Пе­ тербурге и сразу же изъятая и уничто­ женная, парижское издание первого то­ ма «Капитала» на русском языке и дру­ гие редкие книги. МУЗЕЙ В РАЙОННОМ ЦЕНТРЕ Музей этот очень молод. Ему нет и года, но все в Родинском районе Алтай­ ского края хорошо знают его. В музее хранится партизанское оружие, доку­ менты отрядов, сражавшихся за власть Советов, фотографии бойцов. Отдель­ ные стенды рассказывают о Великой Отечественной войне, о земляках-героях. Один из них, Прокопий Абрамков, по­ вторил подвиг Александра Матросова, и ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Особый интерес у посетителей музея вызывает фотография старенького трак­ тора. Этот первый «стальной конь» на Алтае—подарок В. И. Ленина. История его примечательна. Два родинских жи­ теля в феврале 1922 года побывали в Кремле у Владимира Ильича. Они при­ шли к Ленину как ходоки от первой на Алтае коммуны «Свобода». Владимир Ильич принял их, выслушал и в тот же день распорядился — отослать коммуне трактор. Есть в музее еще один памятный до­ кумент — благодарность В. И. Ленина бойцам-родинцам, которые участвовали? в форсировании Сиваша и взятии Чон- гара. Инициаторами создания музея яв­ ляются местные жители А. С. Цыбиков- и Л. К. Петрик. ВОДЫ И РТЫШ А -В ГЛУБЬ КАЗАХСТАНСКИХ СТЕНЕЙ Воды Иртыша решено перебросить в- глубь казахстанских степей, к индустри­ альной Караганде. Сейчас ученые, инже­ неры-гидротехники разрабатывают раз­ личные варианты трассы этого гранди­ озного гидротехнического сооружения. Где начнется канал? Предлагается- вариант, по которому строительство дол­ жно начаться вблизи Семипалатинска, в районе деревни Старая Шульба. Там- намечено соорудить крупный гидроузел, создать Шульбинское море. Есть и дру­ гой, так называемый Шидертинский- вариант. По нему предлагается начать канал у села Ермак, в 38 километрах выше Павлодара. Канал пересечет зем­ ли павлодарских совхозов и вдоль рус­ ла степной реки Шидерты направится к Темир-Тау, к «казахстанской Магнитке».. ИСТОРИЯ ДОРОГИ В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКА Художник Н. Д. Хломенок работает в управлении Омской железной дороги. В течение многих лет его творчество свя­ зано с железнодорожным транспортом. Недавно Н. Д. Хломенок закончил серию картин, посвященных истории Омской ж. д. с момента ее создания. В 15 кар­ тинах отражены основные этапы разви­ тия магистрали за 60 лет. В ряде работ художника нашло отражение революци­ онное движение среди железнодорожни­ ков Омской магистрали, их борьба с колчаковщиной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2