Сибирские огни, 1958, № 7
^понятно, что это за «золотой стерже нек» и почему люди должны вспоминать Илью Григорьевича — конюха, а не знатного бригадира рыболовов. И вот «покорение» Ильи Григорьеви ча состоялось: «Илья Григорьевич... думал о том, что разбили его эти «па цаны (?!) по всем фронтам, и даже по следний его козырь — умение рабо тать — не был страшен для них». «На «старости лет сподобился (!) увидеть на стоящих людей». Выходит, ни на море, •среди советских рыбаков, ни среди бое вых товарищей, вместе с ним бравших Кронштадт, — нигде он не «сподобил ся» увидеть настоящих людей и после долгих поисков, наконец, нашел их, вме сте с «золотым стерженьком» среди «пацанов», убирающих совхозный хлеб! И все эти небылицы — для того, чтобы оправдать искусственность авторского замысла! В очерковом материале интересны записки «Чернодольское восстание» .Д. О. Горностаева. В них автору уда лось не только живо рассказать о рево люционных событиях на Алтае, но и создать исторически правдивые образы героев гражданской войны Кононова, Фесенко, Буряка. Интересен и очерк Н. Дворцова и В. Пивоварова «Крепость в тылу вра га», также посвященный изображению партизанских боев, только в другом рай оне Алтая. Образ героя гражданской войны Е. М. Мамонтова дан просто, без какого-либо ложного, ненужного при украшивания и, насколько это позволя ют возможности очерка, достаточно вы пукло. Этого не скажешь о воссоздании образов его славных сподвижников. К тому же, очерку не хватает страсти (ее требует сама тема!). Много страниц очерка написано сухо, «перечисли- тельно». Поэзия представлена в альманахе под боркой стихов молодых алтайских поэ тов. Во вступлении к подборке Б. Кау ров отмечает: «Первые произведения молодых авторов, которые мы обсужда л и на своих занятиях, еще далеки^от .литературного совершенства». Дейст вительно, всякий, кто ознакомится со ■стихами молодых, может в этом легко убедиться. В стихах нет ни глубокой поэтической мысли, ни свежего, яркого поэтического образа. Наконец, во мно гих стихах молодых отсутствует стрем ление создать образ советского челове ка, творца нового мира. Лишены какой- либо рациональной поэтической мысли стихи Г. Пужлакова «Сказки», В. Пету хова «Ночью в лесу», И. Игнатьева «Вечер на Оби». Стихотворение «Мой Алтай» Эл. Русиной представляет собой ярчайший образец литературно-поэтиче ского штампа и беспомощности. Вот не которые образцы стихов: Тут звезд веселых негустая кашица(?1) Кипит в котле померкнувших небес. (В . Петухов . «Ночью в лесу»). Ш агам навстречу я встаю сурово. Чтоб дать понять тебе наверняка(?|, Ты, растерявшись, не находишь слова... (Н . Морозов. «Я ж д у , скуча я .. .» ) Разметали ивы косы В неге полусна. Желтым бакеном на плесе Горбится луна. Берег, птичьи разговоры. Млечность вышины ... (И . Игнатьев. «Вечер на Оби»), Эти «в неге полусна», «млечность вышины» нестерпимо режут ухо. Заслу живают внимания стихотворения К. Ки- нелева, И. Ощепкова, И. Игнатьева «Трудное счастье». Раздел «Критика и библиография» представлен статьей Б. Андреева «Про торенными путями», в которой автор совершенно справедливо подвергает кри тике четыре книги стихов, изданных в Барнауле в 1956 году («В родном краю» В. Глотова, «Утро в дороге» Е. Кашир ского, «Хорошо, когда ты нужен» И. Фролова и сборник «Содружество»). Он правильно отмечает, что алтайские поэты еще не сумели создать «сколько- нибудь значительных произведений о покорении целины», что анализируемые стихи страдают поверхностной описа- тельностью, литературным штампом, однообразным решением темы, созерца тельностью. Альманах завершается публикацией писем В. Я. Шишкова к Г. Н. Потани ну, представляющих определенный ин терес для читателя. В заключение нельзя не высказать упрека редколлегии альманаха: тексты произведений не всегда хорошо отредак тированы. Совершенно непростительны такие ошибки и языковые казусы, как: «отправляли их к «проотцам», «в столи це Колчака п о я в и л а с ь паника», «план... штаба претворялся в жизнь и стоил теперь смерти (жизни?) врагу», «жеребец шел по кругу, далеко вперед выбрасывая к о п ы т о , в и б и в а я из ноздрей глубы горячего пара», и т. д. Десятый номер альманаха по своему художественному уровню, к сожалению, не лучше предыдущих .номеров. В. Побожай. НЕПРОЧНАЯ СЕМЬЯ Вариант первый. Он — машинист, она, его жена, — дочь начальника до роги. Избалованная отцом, не интере сующаяся ничем, кроме нарядов и тан цев, она в конце концов изменяет мужу. С горя он беспробудно пьет, а когда са дится на локомотив, попадает в аварию. Вариант второй. Он — повар, она —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2