Сибирские огни, 1958, № 7
мысли, оценки, поступки, отнюдь не свойственные Игорю — эгоисту, свысо ка смотрящему на товарищей, начинают слабо, робко пробиваться под влиянием чувства любви к Клаве Абраевой. Лю бовь к такой девушке, несомненно, мог ла бы стать могучей пересоздающей си лой, тем более, что девушка обладает моральным превосходством. Но вся беда в том, что автор не показывает трудность, своеобразие любви столь не схожих между собой людей; логика ха рактера Игоря скорее толкала его к Нине, девушке всегда модно одетой, кра сивой, высокомерной. Она так же, как Игорь, скучает в деревне, не любит горы... Игорь, сравнивая их, заключает: «Клава проще, понятней, не в пример Нинке, которая всеми своими повадками напоминала избалованную кошку». Это, конечно, неубедительно. Автор упрощает изображение чувств своих героев. Печать авторской преднамеренности и литературного штампа лежит и на об разах Кузина и Ковалева. Кузин, пред седатель колхоза, задуман, как человек сам по себе неплохой, сделавший для колхоза в свое время много полезного, но (!) зазнавшийся, потерявший пер спективу развития, не умеющий рабо тать с людьми. Ковалев добровольно приезжает на постоянную работу в де ревню. Мы можем сейчас же предска зать, 'что он обязательно сменит Кузина на посту председателя колхоза. Надо показать, что Кузин нечуток к людям, а Ковалев — «наоборот»? — Пожалуй ста! Появляется совершенно случайное и бесплотное лицо — Бабах, пьяница, желающий исправиться, поступить на работу в колхоз, но ему никто не ве рит, его никто не понимает. Кузин не принимает его на работу, хотя в колхо зе рабочих рук не хватает. А Ковалев моментально постигает трагедию Бабаха и «вовлекает» его в работу на ферме. Надо показать, оттенить добродетели Ковалева? — Пожалуйста! В женатого Ковалева молниеносно влюбляется кра савица-доярка Эркелей. Таковы существенные недостатки ро мана. Из трех рассказов, помещенных в альманахе, наибольший интерес пред ставляет «На снежной колее» JI. Квина. В нем проявляется одна из характерных особенностей JI. Квина — умение инте ресно рассказывать о самом обыденном, ординарном. Характеры шоферов Сер гея и Олега ясны и цельны, и неожидан ная концовка естественно вытекает из поведения Олега. Из этого короткого рассказа читатель много узнает о трудо вых буднях совхозных шоферов на це лине, о том, как помогает в труде това рищеская спайка. В рассказе Н. Павлова «Клавдия и Тонечка» три действующих лица. Краси вый и удачливый Сергей Крушинин да рит свою симпатию сначала Клавдии Малюгиной, а затем Тоне Скрипченко. Но когда последняя порывает с ним по тому, что он, как говорит Тоня, «все- таки обманывал меня сврим внимани ем», Сергей снова пытается возобновить дружбу с Клавдией. Однако она, не до вольствуясь такой «половинной» лю бовью, отворачивается от него. Рассказ радует читателя глубоким и интересным замыслом, простой убедительностью ре шения конфликта. Плохо только то, что читатель мало узнает Сергея, не знает, почему от него отвернулась Тонечка, автор говорит об этом весьма туманны ми полунамеками. Такая краткость явно в ущерб содержанию. Неубедительно вы глядит и Тонечка. Слишком много в ней розовых красок, и когда читаешь, как она говорит о себе: «Ух, я требователь ная! Правду люблю во всем, честность», — то чувствуешь, что эта самореклама Тонечки нужна автору только для того, чтобы впоследствии мотивировать как-то ее решительный разрыв с Сергеем. Но все ли так просто бывает в жизни? Самым длинным и неудачным являет ся рассказ Ю. Черниченко «Илья Гри горьевич и студенты». Совхозный конюх Илья Григорьевич готовился к встрече гостей, как к какому-то татарскому на шествию. Он «приделал к дверям ко нюшни новый запор — кованную им са мим десятифунтовую щеколду, скрепил железными скобами березовые жерди, лежащие под навесом... ставил препоны на пути будущих расхитителей: вбивал новые гвозди, налаживал калитки, укреп лял ненадежные колы в оградах». Что же это за страшные гости? Ока зывается, это студенты, которые долж ны были приехать в совхоз, чтобы по мочь убрать урожай — «две с полови ной сотни грамотеев, горожан, мамень киных сынков, привыкших к сметане и папиросам», недорослей, не способных ни к какому труду, по мнению Ильи Григорьевича. Мы не знаем, откуда у него такое злое предубеждение против студентов, но зато прекрасно чувству ем, что это нужно автору только для того, чтобы после такой «экспозиции» показать, как ошибался в отношении студентов Илья Григорьевич. Об Илье Григорьевиче автор рассказывает весьма невразумительно: был он в течение три дцати лет керченским рыбаком, просла вился, «но ни большие заработки, ни слава отменного рыбака... не могли вы травить из его души старинное, завет нее желание: сделать в своей жизни зо лотой стерженек (?), вокруг которого лепились бы потом все его добрые и худые дела... Но так и не находил он в своей жизни того стержня, по кото рому бы вспоминали его люди». И вот он пошел на целинные земли, где мог он, по его мнению, этот «золотой стер женек» найти. Вряд ли самому автору
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2