Сибирские огни, 1958, № 7
нахе проза, представленная первой кни гой романа Н, Дворцова «Дороги в го рах», несколькими рассказами и очер ками. Роман Н. Дворцова «Дороги в горах» — произведение незаконченное, поэтому трудно сейчас вынести о нем суждение. Тем не менее, как нам кажется, уже в опубликованной его части достаточно определенно проявилась слабость рома на как художественного произведения. Перед одной из главных героинь ро мана — Клавой Абраевой — ставятся многие трудные вопросы жизни. Это скромная, волевая девушка, воспитанная в трудовой семье, испытавшей много невзгод, пережившей много потерь: умер вернувшийся с фронта отец, затем брат Клавы Антон. Мать Клавы — простая трудолюбивая женщина, многие годы проработав на колхозной ферме, мечтает * о том, как ее дочь, закончив институт, станет зоотехником и поможет поднять животноводство в колхозе. Но Клава не поступает в институт: она не проходит по конкурсу. Перед молодой девушкой остро встает вопрос жизненного пути. Марфа Сидоровна не желает, чтобы ее дочь стала простой дояркой, и Клава по ступает на работу в контору райпотреб союза, но ее ни на минуту не покидают напряженные раздумья о большом деле, приносящем настоящее удовлетворение. Однажды на ферме отравилась ядовитой травой корова-симменталка. Председа тель колхоза приказал прирезать. Ведь всегда поступали так в подобных случа ях! Но недавно приехавший в деревню заведующий фермой Ковалев попытался спасти животное—и спас. «Вот видишь... —взволнованно сказал Ковалев.— Спас ли... И в каждом деле так... есть линия наименьшего сопротивления. Удобная, но вредная линия». И нам становится по нятным, почему Клава окончательно ре шает идти работать на ферму: здесь она почувствовала радость творчества. Но, к сожалению, это единственное интересное место в романе. Образ Клавы Абраевой можно было бы считать удачей автора, если бы он был дан более раз вернуто, в действии, в развитии, в кон фликтах. Может быть, в последующих частях романа автор сумеет это сделать, но пока даже взаимоотношения Клавы с Игорем (здесь конфликт, как нам кажет ся, неминуем) ничего не дают в этом от ношении. Вот она на танцах. Вот она едет в автобусе, в кабине грузовика с Федором Балушевым, вот сидит в кон торе, вот пишет письмо Игорю и т. д. И все это не обогащает наше представ ление о ней, о ее характере. Один из самых заметных недостатков романа — плоскостность и прямолиней ность характеров. С первых же глав, на пример, неприятно поражают до послед ней степени утрированные образы чле нов омещанившейся семьи Гвоздевых. Глава семьи Иван Александрович — сначала работник областной газеты, а затем директор областного издательства — перестраховщик и карьерист, подха лим, человек морально нечистоплотный. Его жена Феоктиста Антоновна — особа очень тщеславная («поведала не без гор дости, что доехала из театра с женой значительного работника»), привыкшая к комфорту, грубая, глупая, некрасивая («утопающие в жирных складках глаза», «жидкие волосы»), омещанившаяся до такой степени, что даже только от одно го ее вида Ивана Александровича тош нит. Причем все это дается так, словно читатель может ненароком ошибиться в оценке Ивана Александровича и Феокти сты Андреевны. А вот еще одна характеристика: «С докладом выступил председатель райис полкома Грачев. Высокий, с черными лоснящимися волосами, он говорил вя ло, почти не отрывая взгляда от разло женных на трибуне записей». И дальше идут «вопиющие» фразы из доклада: «Наш район животноводческий. Скот — наше основное богатство. О нем надо проявить максимум беспокойства. Наш долг — спасти скот...» и т. д. А мы не испытываем необходимости в дальней шем знакомстве с Грачевым: на него уже наклеена этикетка, причем с очень гру бым рисунком. Столь же плоско и пря молинейно даются Нина и Аркадий. И все эти неудачи автора в обрисовке характеров являются следствием того, что он идет от заданной схемы, иллюст рирует, а не воссоздает. На лбу каждого персонажа стоит печать: подхалим, ме щанин, подлец, эгоист, трудолюбивый, болтун, белоручка и т. д. Замыслы пи сателя ясны, но он не сумел увидеть лю дей по-своему, он видит их не глубоко, подменяет психологический анализ внешним условно-прямолинейным изоб ражением. «— Папа,— спрашивает Игорь,— по чему во всех книгах так получается?.. Понимаешь, вот если человек плохой, подлец, так его сразу видно. Ведь в жиз ни так не бывает? — В жизни? — Иван Александрович потупился.— Да, в жизни, пожалуй, иначе бывает». Вот именно! В жизни бывает иначе.., Отсюда вытекает и другой существен ный недостаток романа: отсутствие мо тивированности психологических дви жений. Схема есть схема, и поэтому не герои ведут автора, а автор ведет ге роев. Особенно много недоразумений в этом отношении вызывает Игорь Гвоздин. Наделив его всеми смертными грехами, какими только может обладать юноша его возраста, автор задумывает пока зать, как он «выправляется». Правда, в первой части романа это «выправле ние» не показано. Однако кое-какие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2