Сибирские огни, 1958, № 7

бя внимание работа Ф. 3. Кануновой «Проблема «маленького человека» в русской литературе 20-х годов XIX века и «Арабески» Н. В. Гоголя». Четкость концепции, широта охвата литературных фактов, тонкий и квалифицированный анализ каждого отдельного произведе­ ния, стройность и естественность компо­ зиции, когда каждая деталь необходимо' включается в общий план работы, помо­ гая автору подвести читателя к конеч­ ным выводам,— все это делает статью Кануновой несомненной удачей сбор­ ника. Ценный познавательный материал со- держится в работах Н. А. Гуляева о Бе­ линском и Н. А. Антропянского о Доб­ ролюбове. Но статьи эти носят несколь­ ко описательный характер, мало ощуща­ ются в них эстетические позиции самих авторов работ. Им недостает того пафоса «субъективности», который, как спра­ ведливо говорится в одной из статей, Белинский высоко ценил в литературе и который в должной мере никогда не по­ вредит ученому-литературоведу. Особо следует сказать о языке сбор­ ника. Большинство работ написано чи­ стым языком-, принятым в специальной литературе (статьи Н. Ф. Бабушкина, Е. В. Баранникова, Б. Л. Беляева и др.), Но некоторые работы удивляют языко­ вой неряшливостью, недопустимым в разговоре о литературе отсутствием вку­ са к слову. Особенно уязвимы в этом от­ ношении статьи о произведениях совет­ ской литературы. О пейзажах «Белой березы» А. А. Ачатова пишет однообраз­ ными, канцелярскими фразами: «Приве­ денное выше пейзажное вступление имеет и более частное значение...», «приведенный отрывок в композицион­ ном отношении...» (стр. 196), «Все выше приведенные картины природы...», «Приведенный отрывок является не только фронтовым пейзажем...» (стр. 197). Также однообразны и бесцветны эпитеты: «Великолепное по силе и кра­ сочности... предварение...» (стр. 196), «...великолепные реалистические карти­ ны природы...» (стр. 194) «...Тяжелое душевное состояние Андрея... велико­ лепно оттеняется...» (стр. 199). Здесь же можно обнаружить «композиционные звенья в общей ткани» (стр. 195), уви­ деть как писатель «углубляет... облик» (стр. 200). О неладах с законами син­ таксиса заставляет подумать уже назва­ ние статьи другого автора — Г. К. Ки- рия «К вопросу создания образа Воро­ паева». И в этой статье немало загадоч­ ных или просто неграмотных фраз. Стычка между Корытовым и Воропае­ вым происходит «на почве раздражи­ тельности ничем не мотивированных взаимных оскорблений» (стр. 212), Ки- рий интересуется вопросом — «...какую идейную нагрузку несут эти авторские правки?» (стр. 214), он утверждает, что «...мечта Воропаева была его потребно­ стью, такою же сильною и полною, как когда-то подъем» (стр. 215). В статье Т. В. Ошаровой «О языке и стиле пове­ сти Б. Горбатова «Непокоренные» встре­ чаются такие фразы: «Наряду с другими компонентами своеобразия языкового стиля Б. Горбатов создает широко и в различных целях использованный им прием повторения». Или: «Он идет не от бедности, а от богатства мыслей...» (стр. 180). С. Н. Астафьева, характеризуя приемы типизации в произведениях Б. Полевого, беспомощно путается в од­ них и тех же назойливо повторяющихся словосочетаниях: «...эпизодические про­ явления манеры поведения...» (стр. 164), «...эпизодически проявленная манера по­ ведения...» (стр. 164), «...Даже мелкие детали поведения этого человека на ра­ боте, его манера обращения...» (стр. 164). Кроме слов «манера» и «поведе­ ние», автору полюбился глагол «исполь­ зовать», и в статье повторяются: «Поле­ вой использует... образ...» (стр. 166), «Автор использует пейзаж...» (стр: 166), «Индивидуальная манера использова­ ния несобственно-прямой речи...» (стр-. 167) и т. п. Недостает еще взыскательности к сло­ ву некоторым авторам сборника. Зани-. маясь стилем и языком писателей, не ме­ шает внимательней следить за собствен­ ной речью. Воистину: врачу, исцелися сам. Томский сборник — полезная книга, ее примут с благодарностью не только сибирские литературоведы и фольклори­ сты, она окажется нужной преподавате­ лям литературы вузов, исследователям литературы. Но, чтобы предстоящие из­ дания этого типа были свободны от не­ достатков рецензируемого тома, следует повысить ответственность составителей и редакторов за качество материала и его литературное оформление. Еф. Беленький. СЛАБОСТИ ОДНОГО АЛЬМАНАХА Иногда в произведении есть и значи­ тельная тема, и высокая идея, и дейст­ вующие лица, и многое другое, но нет характеров. А там, где нет характеров, нет и художественной литературы, нет и не может быть логики в развитии дейст­ вия. нет п р а в д ы ж и з н и . Нам представляется, что именно та­ ким существенным недостатком — от­ сутствием полнокровных, цельных жиз­ ненных характеров — страдают в значи­ тельной мере произведения, помещенные в вышедшем недавно альманахе «Ал­ тай»1. Ведущее место занимает в альма­ 1 « А л т а й » . Альманах, кн . 10. Барнаул. Алт. кн . изд-во, 1957.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2