Сибирские огни, 1958, № 7
бя внимание работа Ф. 3. Кануновой «Проблема «маленького человека» в русской литературе 20-х годов XIX века и «Арабески» Н. В. Гоголя». Четкость концепции, широта охвата литературных фактов, тонкий и квалифицированный анализ каждого отдельного произведе ния, стройность и естественность компо зиции, когда каждая деталь необходимо' включается в общий план работы, помо гая автору подвести читателя к конеч ным выводам,— все это делает статью Кануновой несомненной удачей сбор ника. Ценный познавательный материал со- держится в работах Н. А. Гуляева о Бе линском и Н. А. Антропянского о Доб ролюбове. Но статьи эти носят несколь ко описательный характер, мало ощуща ются в них эстетические позиции самих авторов работ. Им недостает того пафоса «субъективности», который, как спра ведливо говорится в одной из статей, Белинский высоко ценил в литературе и который в должной мере никогда не по вредит ученому-литературоведу. Особо следует сказать о языке сбор ника. Большинство работ написано чи стым языком-, принятым в специальной литературе (статьи Н. Ф. Бабушкина, Е. В. Баранникова, Б. Л. Беляева и др.), Но некоторые работы удивляют языко вой неряшливостью, недопустимым в разговоре о литературе отсутствием вку са к слову. Особенно уязвимы в этом от ношении статьи о произведениях совет ской литературы. О пейзажах «Белой березы» А. А. Ачатова пишет однообраз ными, канцелярскими фразами: «Приве денное выше пейзажное вступление имеет и более частное значение...», «приведенный отрывок в композицион ном отношении...» (стр. 196), «Все выше приведенные картины природы...», «Приведенный отрывок является не только фронтовым пейзажем...» (стр. 197). Также однообразны и бесцветны эпитеты: «Великолепное по силе и кра сочности... предварение...» (стр. 196), «...великолепные реалистические карти ны природы...» (стр. 194) «...Тяжелое душевное состояние Андрея... велико лепно оттеняется...» (стр. 199). Здесь же можно обнаружить «композиционные звенья в общей ткани» (стр. 195), уви деть как писатель «углубляет... облик» (стр. 200). О неладах с законами син таксиса заставляет подумать уже назва ние статьи другого автора — Г. К. Ки- рия «К вопросу создания образа Воро паева». И в этой статье немало загадоч ных или просто неграмотных фраз. Стычка между Корытовым и Воропае вым происходит «на почве раздражи тельности ничем не мотивированных взаимных оскорблений» (стр. 212), Ки- рий интересуется вопросом — «...какую идейную нагрузку несут эти авторские правки?» (стр. 214), он утверждает, что «...мечта Воропаева была его потребно стью, такою же сильною и полною, как когда-то подъем» (стр. 215). В статье Т. В. Ошаровой «О языке и стиле пове сти Б. Горбатова «Непокоренные» встре чаются такие фразы: «Наряду с другими компонентами своеобразия языкового стиля Б. Горбатов создает широко и в различных целях использованный им прием повторения». Или: «Он идет не от бедности, а от богатства мыслей...» (стр. 180). С. Н. Астафьева, характеризуя приемы типизации в произведениях Б. Полевого, беспомощно путается в од них и тех же назойливо повторяющихся словосочетаниях: «...эпизодические про явления манеры поведения...» (стр. 164), «...эпизодически проявленная манера по ведения...» (стр. 164), «...Даже мелкие детали поведения этого человека на ра боте, его манера обращения...» (стр. 164). Кроме слов «манера» и «поведе ние», автору полюбился глагол «исполь зовать», и в статье повторяются: «Поле вой использует... образ...» (стр. 166), «Автор использует пейзаж...» (стр: 166), «Индивидуальная манера использова ния несобственно-прямой речи...» (стр-. 167) и т. п. Недостает еще взыскательности к сло ву некоторым авторам сборника. Зани-. маясь стилем и языком писателей, не ме шает внимательней следить за собствен ной речью. Воистину: врачу, исцелися сам. Томский сборник — полезная книга, ее примут с благодарностью не только сибирские литературоведы и фольклори сты, она окажется нужной преподавате лям литературы вузов, исследователям литературы. Но, чтобы предстоящие из дания этого типа были свободны от не достатков рецензируемого тома, следует повысить ответственность составителей и редакторов за качество материала и его литературное оформление. Еф. Беленький. СЛАБОСТИ ОДНОГО АЛЬМАНАХА Иногда в произведении есть и значи тельная тема, и высокая идея, и дейст вующие лица, и многое другое, но нет характеров. А там, где нет характеров, нет и художественной литературы, нет и не может быть логики в развитии дейст вия. нет п р а в д ы ж и з н и . Нам представляется, что именно та ким существенным недостатком — от сутствием полнокровных, цельных жиз ненных характеров — страдают в значи тельной мере произведения, помещенные в вышедшем недавно альманахе «Ал тай»1. Ведущее место занимает в альма 1 « А л т а й » . Альманах, кн . 10. Барнаул. Алт. кн . изд-во, 1957.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2