Сибирские огни, 1958, № 7
языка как источника языка художест венной литературы, вопрос о влиянии народной поэзии на литературу (темы, идеи, сюжеты, изобразительные средства и т. п.), о влиянии фольклора на отдель ных писателей. Работа томского литера туроведа, несомненно, обогащает фольк лористику ценными наблюдениями и обобщениями. Менее удачной кажется нам другая работа того же автора, ставящая проб лему специфики народно-поэтического творчества. Там, где автор называет уже установленные наукой отличительные черты фольклора—коллективность, уст- ность, анонимность, массовость,— это, разумеется, не вызывает возражений. Однако трудно согласиться с некоторы ми оригинальными мыслями автора. Н. Бабушкин считает одной из специфи ческих черт устного народного творче ства — бесцензурность (стр. 136). Но очевидно, что и для письменной литера туры цензура не является чем-то орга ническим, она находится в связи с кон кретными социально-политическими ус ловиями той или иной эпохи. И письмен ная неанонимная литература может бы товать вне связи с цензурой, как быто вали горьковские «Весенние мелодии», распространяемые подпольно литографи рованным и гектографированным спосо бом в условиях царской цензуры. Ду мается, что нельзя искать специфики предмета за его пределами, она заклю чается, прежде всего, в самом предмете. Поэтому сомнительным кажется и сле дующее положение статьи: «Другой от личительной чертой народно-поэтическо го творчества является отсутствие ка ких-либо постоянных учреждений и ор ганизаций, соответствующих ему» (стр. 136). Статьи Н. Бабушкина снабжены со лидным справочным аппаратом, что яв ляется несомненным достоинством для работ, публикуемых в издании типа «Ученых записок». Но и для подобного издания они слишком перегружены ци татами, не всегда обязательными и не всегда строго относящимися к теме. Исследование А. И. Лазарева «Рус ское народно-поэтическое творчество Барабы» представляет собой результат длительной работы по собиранию и изу чению почти никем не тронутого фольк лора одного из районов Сибири. Автор публикует записи песен, частушек, сва дебных игр, пословиц и т. п. Он делает интересные наблюдения над судьбами традиционных жанров фольклора, отме чая вымирание одних, не соответствую щих духу новой жизни народа, новому быту советского колхозного крестьянст ва, развитие других, зарождение новых форм. На локальном материале делают ся обобщения, далеко выходящие за пределы местной темы. Изучение репер туара когугективов художественной са модеятельности Барабы приводит автора к выводу: «Художественная самодея тельность есть звено, которое ликвиди рует ту пустоту, тот разрыв между не посредственно народной литературой и литературой, созданной писателями, ко торый существовал прежде» (стр. 102). Конечно, проблема соотношения на родной поэзии и профессиональной ли тературы не может быть полностью ре шена на народном творчестве одного района, но своими записями и теорети ческими обобщениями автор помогает ее решению. Статья А. Лазарева небезупречна. Ав тора можно упрекнуть в недостаточном интересе к эстетической стороне публи куемых им текстов, но хорошее сочета ние конкретных публикаций с обобщаю щими мыслями делает его работу одним из активов сборника. Темой исследования В. П. Ракова яв ляется поэзия молодого В. В. Куйбыше ва. В статье приводится много малоиз вестных и разбросанных по разным из даниям стихов молодого революционера- болыиевика, ряд стихотворных текстов впервые становится доступным чита телю. Осмысление стихотворного наслед ства выдающегося деятеля Коммунисти ческой партии и Советского государства проводится в работе в связи с револю ционным движением в. предоктябрьской России и процессом литературного раз вития эпохи. Стихи молодого ленинца с полным основанием рассматриваются как «яркая и живая струя в мощном по токе революционной поэзии» тех лет, как одно из проявлений литературы социа листического реализма. К сожалению, конкретный анализ от дельных стихотворений не всегда нахо дится на уровне столь ответственной те мы. Некоторые тексты анализируются неглубоко, а иногда комментарии носят произвольный характер. Цитируется, на пример, написанное в томской тюрьме следующее короткое стихотворение В. Куйбышева: Полночь. Снежинок кристаллы пушистые Тихо и плавно летят. Ветви деревьев, красиво волнистые, Снегом покрытые спят. Сказочно в роще. Волшебные строятся Замки. Вот снежный цветок. Грустно, но светлою грустью , где кроется Бодрости светлый поток. Перед нами пейзажная элегия, в кото рой мотив бодрости сочетается с моти вом «светлой грусти». Стихотворение свидетельствует о богатстве духовных интересов заключенного революционера, умеющего видеть и ценить красоту при роды. Стихотворение это могло бы по служить убедительным доказательством несостоятельности известных обвине ний людей партии в деляческой ограни ченности, в непонимании прекрасного, в безразличии к нему. Автор же статьи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2