Сибирские огни, 1958, № 7
вится органической потребностью чело века. Все дело в том, как эта тема дол жна решаться в детской литературе. Сентенции о пользе и необходимости труда ничего не дадут юному читателю. Необходимо изображение самих процес сов труда, процесса исследовательской творческой работы, необходимо изобра жение тружеников, которые, преодоле вая препятствия, достигают высокой, благородной цели, самоотверженно слу жат своему народу, всему человечеству. Романтика революционной борьбы рас крывается во многих произведениях со ветской литературы. У нас должны быть книги, воспевающие творческий труд. В произведениях для детей и юношества должна быть раскрыта романтика твор ческого труда. К сожалению, и таких произведений писатели-сибиряки еще не создали. А это — генеральная тема советской дет ской литературы. Выяснилось, что тематика многих дет ских книг крайне бедна, сужена. Можно подумать, говорилось на совещании, что детские писатели вышли на лужайки, на опушки, на дворы и топчутся там, пыта ясь решить большие морально-этические темы, темы трудового воспитания. Зай чики и козочки, собачки и кошечки, жучки и бабочки слишком густо насе лили страницы наших книг. Они не по могают ребенку видеть жизнь, не могут воспитывать большие гражданские чув ства. На заключительном пленарном засе дании перед писателями выступил пред седатель Сибирского отделения Акаде мии наук академик М. А. Лаврентьев. «Все вы знаете,— сказал он,— что решением XX съезда КПСС намечена грандиозная перестройка Сибири... Для того, чтобы это сделать лучше и быст рее, исключительное значение приобре тает наука. Сейчас, если вы проедете по крупным городам Сибири, вы увидите, с каким подъемом трудящиеся, инжене ры и рабочие осуществляют решения XX съезда партии, как воздвигаются го рода, заводы, гидроэлектростанции. Но в отношении науки мы, к сожалению, пока что отстали по Сибири. Филиалы, которые были созданы 16—20 лет на зад, выросли и проделали большую ра боту, но масштабы эволюционного роста этих филиалов абсолютно не соответст вуют тем размахам, которые сейчас имеют место и в индустрии, и в освое нии целины, и в культурном росте Си бири. Партия и правительство решили не дожидаться эволюционного роста фи лиалов, а начать сразу создавать в Си бири мощные научные центры, которым можно было бы поручить участие в ре шении великих задач, стоящих перед со ветской наукой и техникой». Рассказав о том, чем в основном бу дут заниматься институты Сибирского отделения Академии наук, М. А. Лав рентьев сказал: «В космос, на Луну и Марс мы скоро полетим, это вопрос вре мени, никаких принципиальных трудно стей тут нет. Несколько сложнее дело обстоит с управляемой термоядерной - реакцией. Но и в этом направлении на ши успехи огромны, и есть основания ожидать, что скоро от тяжелого топлива на транспорте мы перейдем к ядерному, и, таким образом, весь транспорт, воз душный и земной, будет радикально пе рестроен». Академик М. А. Лаврентьев расска зал писателям об электронных счет ных машинах, о проникновении в глубь земли, о создании материалов прочнее стали и многом другом, не менее увле кательном и величественном. «И вот, товарищи,—• сказал в заклю чение М. А. Лаврентьев,— примите наш заказ — пофантазируйте дальше! Сей час положение такое, что те романы, ко торые мы с большим удовольствием чи тали, романы Шюля Верна, Уэллса, Алексея Толстого — читать стало скуч но, потому что все, что описывается, на самом деле уже сделано гораздо инте реснее. Побольше хороших фантастиче ских романов, где было бы преодоление огромных трудностей! Нужно, чтобы с самого начала дети привыкли к мысли: без труда ничего не дается. Необходимо показать борьбу человека с природой, необходимо создать эпос борьбы человеческой мысли, эпос побе ды человеческого разума над тайнами природы». Между тем, на совещание по детской литературе не было представлено ни одного научно-фантастического и прик люченческого пиоизведения. Содержательным было выступление писателя М. Михеева, посвященное на учно-фантастической и приключенческой литературе. «Я убежден, — сказал он,— что приключенческий жанр — важней ший жанр детской литературы. Это книги преимущественно для детей пере ходного возраста. И в том, что дети та кой литературой увлекаются, ничего страшного нет. Любая приключенческая книга среднего художественного уров ня все-таки говорит о смелости, о му жестве, о патриотизме. И если в послед нее время появилось много приключен ческой макулатуры, то в этом виноваты мы сами. К приключенческому и научно- фантастическому жанру относятся как к подкидышу в благородном семействе. В толстые журналы им закрыт вход, критики обходят такую литературу сво им вниманием... Мечтатели в науке от крыли атом, создали спутника, счетные машины, атомный ледокол, — а ведь все это должно было прежде появиться под пером писателя. Сегодня, как ни когда, нам нужны свои советские Жюли Верны». ‘! а к суровая проверка жизнью пока-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2