Сибирские огни, 1958, № 7

вится органической потребностью чело­ века. Все дело в том, как эта тема дол­ жна решаться в детской литературе. Сентенции о пользе и необходимости труда ничего не дадут юному читателю. Необходимо изображение самих процес­ сов труда, процесса исследовательской творческой работы, необходимо изобра­ жение тружеников, которые, преодоле­ вая препятствия, достигают высокой, благородной цели, самоотверженно слу­ жат своему народу, всему человечеству. Романтика революционной борьбы рас­ крывается во многих произведениях со­ ветской литературы. У нас должны быть книги, воспевающие творческий труд. В произведениях для детей и юношества должна быть раскрыта романтика твор­ ческого труда. К сожалению, и таких произведений писатели-сибиряки еще не создали. А это — генеральная тема советской дет­ ской литературы. Выяснилось, что тематика многих дет­ ских книг крайне бедна, сужена. Можно подумать, говорилось на совещании, что детские писатели вышли на лужайки, на опушки, на дворы и топчутся там, пыта­ ясь решить большие морально-этические темы, темы трудового воспитания. Зай­ чики и козочки, собачки и кошечки, жучки и бабочки слишком густо насе­ лили страницы наших книг. Они не по­ могают ребенку видеть жизнь, не могут воспитывать большие гражданские чув­ ства. На заключительном пленарном засе­ дании перед писателями выступил пред­ седатель Сибирского отделения Акаде­ мии наук академик М. А. Лаврентьев. «Все вы знаете,— сказал он,— что решением XX съезда КПСС намечена грандиозная перестройка Сибири... Для того, чтобы это сделать лучше и быст­ рее, исключительное значение приобре­ тает наука. Сейчас, если вы проедете по крупным городам Сибири, вы увидите, с каким подъемом трудящиеся, инжене­ ры и рабочие осуществляют решения XX съезда партии, как воздвигаются го­ рода, заводы, гидроэлектростанции. Но в отношении науки мы, к сожалению, пока что отстали по Сибири. Филиалы, которые были созданы 16—20 лет на­ зад, выросли и проделали большую ра­ боту, но масштабы эволюционного роста этих филиалов абсолютно не соответст­ вуют тем размахам, которые сейчас имеют место и в индустрии, и в освое­ нии целины, и в культурном росте Си­ бири. Партия и правительство решили не дожидаться эволюционного роста фи­ лиалов, а начать сразу создавать в Си­ бири мощные научные центры, которым можно было бы поручить участие в ре­ шении великих задач, стоящих перед со­ ветской наукой и техникой». Рассказав о том, чем в основном бу­ дут заниматься институты Сибирского отделения Академии наук, М. А. Лав­ рентьев сказал: «В космос, на Луну и Марс мы скоро полетим, это вопрос вре­ мени, никаких принципиальных трудно­ стей тут нет. Несколько сложнее дело обстоит с управляемой термоядерной - реакцией. Но и в этом направлении на­ ши успехи огромны, и есть основания ожидать, что скоро от тяжелого топлива на транспорте мы перейдем к ядерному, и, таким образом, весь транспорт, воз­ душный и земной, будет радикально пе­ рестроен». Академик М. А. Лаврентьев расска­ зал писателям об электронных счет­ ных машинах, о проникновении в глубь земли, о создании материалов прочнее стали и многом другом, не менее увле­ кательном и величественном. «И вот, товарищи,—• сказал в заклю­ чение М. А. Лаврентьев,— примите наш заказ — пофантазируйте дальше! Сей­ час положение такое, что те романы, ко­ торые мы с большим удовольствием чи­ тали, романы Шюля Верна, Уэллса, Алексея Толстого — читать стало скуч­ но, потому что все, что описывается, на самом деле уже сделано гораздо инте­ реснее. Побольше хороших фантастиче­ ских романов, где было бы преодоление огромных трудностей! Нужно, чтобы с самого начала дети привыкли к мысли: без труда ничего не дается. Необходимо показать борьбу человека с природой, необходимо создать эпос борьбы человеческой мысли, эпос побе­ ды человеческого разума над тайнами природы». Между тем, на совещание по детской литературе не было представлено ни одного научно-фантастического и прик­ люченческого пиоизведения. Содержательным было выступление писателя М. Михеева, посвященное на­ учно-фантастической и приключенческой литературе. «Я убежден, — сказал он,— что приключенческий жанр — важней­ ший жанр детской литературы. Это книги преимущественно для детей пере­ ходного возраста. И в том, что дети та­ кой литературой увлекаются, ничего страшного нет. Любая приключенческая книга среднего художественного уров­ ня все-таки говорит о смелости, о му­ жестве, о патриотизме. И если в послед­ нее время появилось много приключен­ ческой макулатуры, то в этом виноваты мы сами. К приключенческому и научно- фантастическому жанру относятся как к подкидышу в благородном семействе. В толстые журналы им закрыт вход, критики обходят такую литературу сво­ им вниманием... Мечтатели в науке от­ крыли атом, создали спутника, счетные машины, атомный ледокол, — а ведь все это должно было прежде появиться под пером писателя. Сегодня, как ни­ когда, нам нужны свои советские Жюли Верны». ‘! а к суровая проверка жизнью пока-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2