Сибирские огни, 1958, № 7
писал: «Я утверждаю, что библейская сказка о единоборстве юноши Давида с Голиафом, легенда о Персее и все сказки на эту тему были сочинены для детей, рассказаны детям и воспитывали из детей Спартаков, Фра-Дольчино и других революционеров». И в этой же статье М. Горький говорил вот что: «Природе ребенка свой ственно стремление к яркому, необычайному. Необычайным и ярким у нас в Сою зе является то новое, что создает энергия рабочего класса. Вот на этом необходи мо закреплять внимание детей, это должно быть главнейшим материалом их со циального воспитания». Три дня шли секционные занятия. Около сорока произведений различных авторов было обсуждено участниками со вещания. Здесь—стихи и рассказы, по вести и сказки, пьесы и научно-популяр ные очерки. Состоялся хороший, откро венный разговор. Он был дружеским и взаимно интересным, содержательным и принципиальным. Наряду с произведениями профессио нальных писателей Н. Устиновича (Красноярск), Е. Павличенко и А. Кули кова (Новосибирск), М. Сергеева (Ир кутск) и JI. Квина (Барнаул) — обсуж дались книги и рукописи молодых авто ров. Можно даже сказать, преимущест венно молодых, еще не порвавших свя зей со своей «основной» профессией. На совещании могли встретиться мастер токарного участка на одном из омских заводов Тимофей Белозеров и сельский учитель из Колыванского района Ново сибирской области Сергей Мосияш, зуб ной врач Александр Гусев из Томска и инженер-лесотехник Виктор Киселев из Иркутска, новосибирец артист Юрий Магалиф и иркутянин кандидат биологи ческих наук Алексей Смирнов. Словом, здесь собрались рабочие и студенты, ученые и журналисты. Этот большой приток молодых, свежих сил отмечался всеми, как самое характерное явление в развитии детской литературы Сибири за последнее время. Так.возник вопрос о работе с молодыми авторами. Во всех крупных городах Сибири работают лите ратурные объединения. Но этого мало. Требуется еще и строго индивидуальная работа. Обсуждаемые произведения были раз личными по качеству, естественно, что они вызывали разноречивые суждения. Нередко вдруг «вспыхивали» дискусси онные и недискуссионные проблемы. Говорили о научно-популярном очерко вом жанре и о жанре приключенческом, говорили о романтике, без которой труд но представить нашу детскую литерату ру, и о жизненной правде, о конкретно историческом, полном и точном воспро изведении действительности, без чего, как известно, социалистический реализм немыслим. Очень хорошо, что, наряду с обсужде нием конкретных рукописей и книг, ста вились кардинальные вопросы всей ли тературы и специфические для литера туры детской. На всех секциях проблема мастерства прозвучала с особенной си лой. Актуальная тема и верная мысль еще не делают произведения. Необходи мо умение видеть, отбирать, обобщать. В возникшем разговоре о мелкотемье выяснилось, что нет мелких тем, а есть их мелкое решение. В ходе обсуждения участники сове щания выявили и поддержали немало ценных талантливых произведений. В детскую литературу пришли люди раз ных и самобытных голосов. Но со всей очевидностью обнаружились и слабые стороны развития детской литературы в Сибири. Подводя итоги секционной работы, М. Прилежаева говорила: «Конечно, без кукол и цветов детство—не детство. По этому в детской литературе были, есть и всегда будут книги о цветах, о куклах, о природе и обо всем том, что делает жизнь красивой и звучной. Но все же только этих тем для детской литературы абсолютно недостаточно. И мне кажется, что при беглом перечислении тем, над которыми работают детские писатели Сибири, у них почти отсутствуют темы гражданские. » И в самс и деле, как ни странно, а пи сатели-сибиряки пока еще не создали ярких, красочных и увлекательных книг о своем родном крае, об огромной и ис ключительно богатой Сибири. «Писатель свободен избирать любую тему. Это правильно,— горячо и взвол нованно говорила А. Шатунова, заве дующая детской библиотекой в Новоси бирске.— Но для сибирских писателей первейшая и святая обязанность — пи сать о Сибири, о ее революционном прошлом, о декабристах и Чернышев ском, о революционерах-большевиках, которые вместе с народом превращали Сибирь кандальную в Сибирь социали стическую. Нам, библиотечным работни кам, хочется, чтобы для детей появились книги и об Отечественной войне, и о природе сибирского края, и о трудовых подвигах современной молодежи». С особенной остротой встал вопрос о теме труда в детской литературе. Иначе и быть не может, ибо мы воспитываем строителей коммунизма. Уже сейчас все в большей и большей мере труд стано
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2