Сибирские огни, 1958, № 7

писал: «Я утверждаю, что библейская сказка о единоборстве юноши Давида с Голиафом, легенда о Персее и все сказки на эту тему были сочинены для детей, рассказаны детям и воспитывали из детей Спартаков, Фра-Дольчино и других революционеров». И в этой же статье М. Горький говорил вот что: «Природе ребенка свой­ ственно стремление к яркому, необычайному. Необычайным и ярким у нас в Сою­ зе является то новое, что создает энергия рабочего класса. Вот на этом необходи­ мо закреплять внимание детей, это должно быть главнейшим материалом их со­ циального воспитания». Три дня шли секционные занятия. Около сорока произведений различных авторов было обсуждено участниками со­ вещания. Здесь—стихи и рассказы, по­ вести и сказки, пьесы и научно-популяр­ ные очерки. Состоялся хороший, откро­ венный разговор. Он был дружеским и взаимно интересным, содержательным и принципиальным. Наряду с произведениями профессио­ нальных писателей Н. Устиновича (Красноярск), Е. Павличенко и А. Кули­ кова (Новосибирск), М. Сергеева (Ир­ кутск) и JI. Квина (Барнаул) — обсуж­ дались книги и рукописи молодых авто­ ров. Можно даже сказать, преимущест­ венно молодых, еще не порвавших свя­ зей со своей «основной» профессией. На совещании могли встретиться мастер токарного участка на одном из омских заводов Тимофей Белозеров и сельский учитель из Колыванского района Ново­ сибирской области Сергей Мосияш, зуб­ ной врач Александр Гусев из Томска и инженер-лесотехник Виктор Киселев из Иркутска, новосибирец артист Юрий Магалиф и иркутянин кандидат биологи­ ческих наук Алексей Смирнов. Словом, здесь собрались рабочие и студенты, ученые и журналисты. Этот большой приток молодых, свежих сил отмечался всеми, как самое характерное явление в развитии детской литературы Сибири за последнее время. Так.возник вопрос о работе с молодыми авторами. Во всех крупных городах Сибири работают лите­ ратурные объединения. Но этого мало. Требуется еще и строго индивидуальная работа. Обсуждаемые произведения были раз­ личными по качеству, естественно, что они вызывали разноречивые суждения. Нередко вдруг «вспыхивали» дискусси­ онные и недискуссионные проблемы. Говорили о научно-популярном очерко­ вом жанре и о жанре приключенческом, говорили о романтике, без которой труд­ но представить нашу детскую литерату­ ру, и о жизненной правде, о конкретно­ историческом, полном и точном воспро­ изведении действительности, без чего, как известно, социалистический реализм немыслим. Очень хорошо, что, наряду с обсужде­ нием конкретных рукописей и книг, ста­ вились кардинальные вопросы всей ли­ тературы и специфические для литера­ туры детской. На всех секциях проблема мастерства прозвучала с особенной си­ лой. Актуальная тема и верная мысль еще не делают произведения. Необходи­ мо умение видеть, отбирать, обобщать. В возникшем разговоре о мелкотемье выяснилось, что нет мелких тем, а есть их мелкое решение. В ходе обсуждения участники сове­ щания выявили и поддержали немало ценных талантливых произведений. В детскую литературу пришли люди раз­ ных и самобытных голосов. Но со всей очевидностью обнаружились и слабые стороны развития детской литературы в Сибири. Подводя итоги секционной работы, М. Прилежаева говорила: «Конечно, без кукол и цветов детство—не детство. По­ этому в детской литературе были, есть и всегда будут книги о цветах, о куклах, о природе и обо всем том, что делает жизнь красивой и звучной. Но все же только этих тем для детской литературы абсолютно недостаточно. И мне кажется, что при беглом перечислении тем, над которыми работают детские писатели Сибири, у них почти отсутствуют темы гражданские. » И в самс и деле, как ни странно, а пи­ сатели-сибиряки пока еще не создали ярких, красочных и увлекательных книг о своем родном крае, об огромной и ис­ ключительно богатой Сибири. «Писатель свободен избирать любую тему. Это правильно,— горячо и взвол­ нованно говорила А. Шатунова, заве­ дующая детской библиотекой в Новоси­ бирске.— Но для сибирских писателей первейшая и святая обязанность — пи­ сать о Сибири, о ее революционном прошлом, о декабристах и Чернышев­ ском, о революционерах-большевиках, которые вместе с народом превращали Сибирь кандальную в Сибирь социали­ стическую. Нам, библиотечным работни­ кам, хочется, чтобы для детей появились книги и об Отечественной войне, и о природе сибирского края, и о трудовых подвигах современной молодежи». С особенной остротой встал вопрос о теме труда в детской литературе. Иначе и быть не может, ибо мы воспитываем строителей коммунизма. Уже сейчас все в большей и большей мере труд стано­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2