Сибирские огни, 1958, № 7

лись им трудовые подвиги и открытия, чтобы скорее хотелось им стать строи­ телями, бойцами, покорителями пространств. И чтобы не реи пиратских кораблей их манили, а арматуры, воздвигнутые- верхолазами, с которых видно так далеко, как не увидишь ни с какой мачты; чтобы не прерии с табунами мустангов им снились, а целинные земли с колон­ нами тракторов, не тайны островов Сркровищ и Монте-Кристо влекли их к себе,, а тайны вещества, еще не до конца познанного наукой, и тайны Васюганских болот, лежащих на железе. Вот поставил я сейчас трактора рядом с мустангами, и очень уж прозаи­ чески пробвучали трактора. Но кто в этом виноват? Уж, конечно, не эти безот­ казные машины, на которых советские люди совершили тысячи трудовых под­ вигов. Для индейцев мустанги не больше были исполнены романтики, чем колхоз­ ные лошади для любого конюха. Майн-Рид нашел в них романтику и увлек ею- много поколений ребят всего света. Не пора ли нашим детским писателям, особенно молодым, всерьез начать- работу над созданием новой, новаторской, небывалой в мировой литературе ро­ мантики, влекущей детей всего мира к социалистическим преобразованиям дей­ ствительности? Никто этого не сделает, кроме нас, советских писателей — сы­ нов народа-пиоцера. У писателей-сибиряков есть еще одна, очень специфическая, задача. Всем нам известно, какое огромное значение Партия и Правительство придают сейчас; Сибири. Можно смело сказать, что Сибирь — форпост 6-й пятилетки. Сибирякам надо так писать о Сибири, чтобы детям Москвы и Воронежа,. Владимира и Кишинева захотелось «бежать» в Сибирь. В годы коллективизации пионеры тащили своих родителей в колхозы, пусть они тащат их сейчас на целину и в Братск, на добычу якутских алмазов и хакасской руды. Неужели всерьез можно рассуждать о том, что теперешние дети должны быть более спокойными, более ручными, более инфантильными, чем их сверст­ ники прежде? У нас есть отличные образцы книг, влекущих в Сибирь. Это повести Г. Фе­ досеева «Мы идем по Восточному Саяну», «В тисках Джугдыра» и «Улукит- кан», повести, которым все возрасты покорны и которые завоевали всесоюзное- признание. Это очерки А. Смердова «Камень на ладони». По маршруту, кото­ рым прошел Смердов по Горной Шории и который описал в своей книге, про­ шли потом десятки туристских отрядов пионеров и школьников. Ребята избрали писателя почетным членом целого ряда своих географических обществ и круж­ ков. Это поэтические рассказы Н. Устиновича, тонкого лирического певца си­ бирской природы. За последние годы эту традицию ознакомления юных читателей с Си­ бирью продолжили А. Куликов в повести «Инсуху — маралья вода», о путеше­ ствии по Алтаю, и тот же Устинович в «Сибирских рассказах», где он высту­ пил в новом качестве — не только как певец сибирской природы, но и певец си­ бирских характеров, людей немного суровых, но обладающих мужеством, огром­ ной моральной силой, привычкой к схваткам с природой. Немало ценного краеведческого материала дал иркутский альманах для де­ тей «Край родной». И все-таки этого очень мало — особенно в наши дни, когда Сибирь стала, предметом особой заботы партии и правительства, когда на ее стремительный: рост с почтением взирает весь мир. М. Горький подводит итоги Детская литература должна быть многообразной. Так сказать, темы всякие важны , к н и ж к и разные н уж ны . Необходима книжка с картинками про цветок, ибо с первым в жизни цвет­ ком входит в душу ребенка чувство красоты; нужен стишок про щенка, ибо все- многообразие связей человека с природой и животным миром начнется с пер­ вого живого щенка, увиденного ребенком; как воздух, необходимы книги о дет- ском саде и школе, ибо это первые коллективы в жизни детей. Нужно все. Но самое необходимое — это воспитание с самых малых лет коммунистов, борцов за коммунистическое будущее человечества. „ В статье «О темах» Максим Горький говорил: «В нашей стране воспиты­ вать значит — революционизировать». н В статье «О безответственных людях и о детской книге наших дней» ош

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2