Сибирские огни, 1958, № 7
Каждой строчкой, всем подбором слов доказываемся, что юный герой пре небрежительно удивляется наивности взрослых, раздуванию такого «пустяко вого» дела. Вот что звучит здесь вместо гордости коллективным трудом. Стихотворение «Сапожник» несколько выбивается из стиля всей книги. Здесь явственно зазвучала интонация стихов Джанни Родари. У Родари можно поучиться умению вести с детьми понятный разговор о больших вещах, о классовой борьбе, об уважении к труду простых людей, о презрении к белоручкам и буржуям. Но при этом надо учитывать, в каких условиях пишет Родари. Меня всегда раздражают стихи, посвященные точильщику ножей, чистиль щику сапог, холодному сапожнику, водовозу, который, имея свою лошадку и бочку, торгует водой на окраинах, пользуясь тем, что нерасторопные хозяй ственники еще не удосужились протянуть сюда водопровод. В Италии — это беднейшие, наиболее угнетенные слои населения, и к ним необходимо внушать уважение, противопоставляя их буржуазным бездельникам. Но у нас-то это кустари-одиночки, берущие в райфо патент, последние масто донты сословия частников. К чему же их воспевать? Я понимаю, конечно, что изучать этот материал легко. Дело у них неслож ное, на виду. Отдал ботинок, чтобы подбить каблук, и пока ожидаешь, сиди,, изучай трудовые процессы. А с индустриальными профессиями труднее, туг многим надо проникнуться, чтобы с душой воспеть их. Г. Граубин коснулся темы труда, но слишком легковесное это было касание. У сибирских писателей пока существует недооценка темы труда. Не лишне напомнить историю с новосибирским писателем М. Михеевым. Сам мастеровой человек, и сейчас продолжающий работать электротехником, Михеев несколько лет назад написал стихотворную сказку «Лесная мастерская». Зайцы в лесу создали мастерскую и начали обслуживать всех зверей — лудить, паять, сле сарничать, а заодно и обучать труду своих неумелых заказчиков. Эта сказка за короткое время выдержала три издания стотысячным тиражом каждое. И сей час она, по свидетельству библиотекарей, не залеживается на полках детских библиотек. Очень ценная попытка писателя поговорить о труде, о счастье уме лого труда с самыми маленькими читателями, очевидно, оказалась успешной. Позже М. Михеев написал повесть «Клуб ЮЭТ» о ребятах, которые созда ли в школе клуб юных электротехников и сами электрифицировали новое школьное здание. После появления этой повести в некоторых новосибирских школах учащиеся начали создавать свои клубы ЮЭТ. Разве это не говорит о том, что повесть достигла цели? Но как эти произведения М. Михеева были встречены критикой и некото рыми профессионалами-литераторами?! Его обвиняли в примитивности, в худо жественной беспомощности и даже в халтуре, и пока никто не удосужился разо браться в настоящем успехе у ребят «Лесной мастерской» и «Клуба ЮЭТ» — вещей, заметим себе, не приключенческих, не наполненных никакими детектив ными тайнами, лишенных всяких избитых аксессуаров занимательности. Кри тики добились одного — Михеев выпустил еще две новые книги, но темы тру да там уже нет, писатель оставил ее, по-видимому, как неблагодарную. В таком высокомерном отношении к пусть и несовершенным попыткам выйти на главную тему нет ли отзвуков огульного охаивания так называемых «производственных» романов и повестей? Одно время довольно явственно про рвалась подобная тенденция в некоторые критических статьях. И это совершенно недопустимо сейчас, когда проблема трудового воспи тания молодежи встала в полный рост, когда партия и правительство приняли все меры к политехнизации советской школы, когда XIII съезд комсомола за острил внимание на трудовом воспитании, когда первый секретарь ЦК партии Н. С. Хрущев свою речь на комсомольском съезде посвятцл, главным образом, привлечению молодежи на производство. Нет такого писателя, который не признавал бы необходимости быть ближе к жизни. Цветы и жучки, дождик и радуга — это тоже жизнь, органическая или неорганическая. Но дело в том, что партия призывает нас быть не просто ближе к жизни, а быть ближе к жизни народа. А это значит — к жизни соци альной, трудовой, созидательной. Сибирь является краем наибольшей концентрации трудовой энергии совет ского человека. Целина, покорение рек, которые, говоря словами К. Лисов ского, — ...Скажем у ж прямо, — Величавее Волги и Камы , — создание новых городов в таежных дебрях и глухих степях: Междуреченск, Ангарск, Мирный, Братск, Алзамай и десятки других, создание новых промыт-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2