Сибирские огни, 1958, № 7

Оно написано с высоким пафосом, пронизано сильными чувствами, какгро- •зовое небо молниями. Поэт ведет разговор с ребятами о больших и трудных ве­ щах, призывает их быть наследниками героических традиций Великой Отече­ ственной войны, быть готовыми к защите Родины. От имени ветеранов войны, .и павших в сражениях, и живых, он говорит: Но если нам опять при каж е т : «Надо Идти на смерть!» — родимая земля, — Горнист из пионерско го отряда, Ты знай : ш ум ят под ветром тополя! И если в час беды о нас ты вспомнишь , Твой горн тревожно протрубит подъем, То мы придем, горнист , к тебе на помощь. Живые или мертвые — придем1 Пионерские горнисты в наших произведениях за последнее время разучи­ лись играть сигналы «В поход» или «Тревога»1 И большое дело делает М. Сер­ геев, когдарешает снова отмобилизовать пионерских трубачей. Детству, как и юности, свойственно стремление к романтике, к героиче­ скому. И мы обкрадываем ребят не только идейно, но и эмоционально, обкра­ дываем их интересы, когда мало говорим с ними языком романтическим, язы­ ком героизма. Мне вспоминается еще одно произведение, где пионерские горнисты спасли человека. Это — «Экзамен Гали Перфильевой» Ю. Сальникова. Рассказ, изоб­ ражающий сложную ломку детского характера, наполненный не игрушечной, а настоящей, опасной борьбой с чуждыми нам людьми и влияниями, очень по­ любился юным читателям. На полках детских библиотек можно увидеть две книги Юрия Сальникова: его сентиментальная, благополучная, основанная только на проблемах внутри самого детского коллектива, книга «Твоя семья», изданная еще в 1955 году, стоит новенькая и свежая, а «Экзамен Гали Перфильевой», всего лишь прошлогодне­ го издания, уже вся затрепана. Это ведь тоже не последняя оценка в нашем литературном деле. Горнисты должны быть отмобилизованы! И приказа о мобилизации они ждут, в том числе и от детской литературы. На сие ну прериям и мачтам паруспикоп—целина и арматуры великих строек Алтайские писатели И. Злывко и Н. Головина выпустили повесть «Ната». В этом произведении есть много живых наблюдений над детскими характера­ ми. Образ Наты достоверен, правдив. Это живой ребенок, с чистыми помысла­ ми и не всегда хорошими поступками, с капризами и жаждой полезных дел. Книжку читать интересно, написана она весело, с юмором. Но, вот беда, взрослые герои книжки только и занимаются тем, что живут делами ребят, зато дети ни малейшей частичкой своего существа не живут де­ лами взрослых. Кому не известно, что дети очень рано начинают интересоваться профес­ сиями своих родителей, прислушиваться к их деловым разговорам! И непре­ менно каждый хвалится профессией своего родителя. Никаких других взрослых дел он еще не знает, хоть в одно немножко вник — оно и кажется ему самым значительным. Наблюдений над детьми в этом плане в повести Злывко и Головиной нет, юные герои никак не приобщены к труду своих родителей. Читинец Г. Граубин в книжке стихов «Любознательный народ», напротив, не раз берется за тему труда. Стихотворение «Как я садик посадил» начинает­ ся так: Посадил я у крыльца Два зеленых деревца. Увидел их сосед-монтер — и подсадил к ним сосну. Дворник удивился, что вдруг появились деревья, и посадил клен. Дядя Тит одобрил такое дело и внес свой вклад — березку. Так же сделали все другие жильцы. И зашумел садик. Отлично задуманное стихотворение! Так и ждешь, что сейчас прозвучит гордость зачинателя хорошего трудового дела. Но автор, по-видимому, решил: ага, ждет такой концовки? Значит, она шаблонна, значит, ее не будет. И пре­ поднес сюрприз: Для забавы ве тки клена Вбил я в землю по весне, А теперь ус тр о й с тв о сада Все припи сы ваю т мне.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2