Сибирские огни, 1958, № 7
Оно написано с высоким пафосом, пронизано сильными чувствами, какгро- •зовое небо молниями. Поэт ведет разговор с ребятами о больших и трудных ве щах, призывает их быть наследниками героических традиций Великой Отече ственной войны, быть готовыми к защите Родины. От имени ветеранов войны, .и павших в сражениях, и живых, он говорит: Но если нам опять при каж е т : «Надо Идти на смерть!» — родимая земля, — Горнист из пионерско го отряда, Ты знай : ш ум ят под ветром тополя! И если в час беды о нас ты вспомнишь , Твой горн тревожно протрубит подъем, То мы придем, горнист , к тебе на помощь. Живые или мертвые — придем1 Пионерские горнисты в наших произведениях за последнее время разучи лись играть сигналы «В поход» или «Тревога»1 И большое дело делает М. Сер геев, когдарешает снова отмобилизовать пионерских трубачей. Детству, как и юности, свойственно стремление к романтике, к героиче скому. И мы обкрадываем ребят не только идейно, но и эмоционально, обкра дываем их интересы, когда мало говорим с ними языком романтическим, язы ком героизма. Мне вспоминается еще одно произведение, где пионерские горнисты спасли человека. Это — «Экзамен Гали Перфильевой» Ю. Сальникова. Рассказ, изоб ражающий сложную ломку детского характера, наполненный не игрушечной, а настоящей, опасной борьбой с чуждыми нам людьми и влияниями, очень по любился юным читателям. На полках детских библиотек можно увидеть две книги Юрия Сальникова: его сентиментальная, благополучная, основанная только на проблемах внутри самого детского коллектива, книга «Твоя семья», изданная еще в 1955 году, стоит новенькая и свежая, а «Экзамен Гали Перфильевой», всего лишь прошлогодне го издания, уже вся затрепана. Это ведь тоже не последняя оценка в нашем литературном деле. Горнисты должны быть отмобилизованы! И приказа о мобилизации они ждут, в том числе и от детской литературы. На сие ну прериям и мачтам паруспикоп—целина и арматуры великих строек Алтайские писатели И. Злывко и Н. Головина выпустили повесть «Ната». В этом произведении есть много живых наблюдений над детскими характера ми. Образ Наты достоверен, правдив. Это живой ребенок, с чистыми помысла ми и не всегда хорошими поступками, с капризами и жаждой полезных дел. Книжку читать интересно, написана она весело, с юмором. Но, вот беда, взрослые герои книжки только и занимаются тем, что живут делами ребят, зато дети ни малейшей частичкой своего существа не живут де лами взрослых. Кому не известно, что дети очень рано начинают интересоваться профес сиями своих родителей, прислушиваться к их деловым разговорам! И непре менно каждый хвалится профессией своего родителя. Никаких других взрослых дел он еще не знает, хоть в одно немножко вник — оно и кажется ему самым значительным. Наблюдений над детьми в этом плане в повести Злывко и Головиной нет, юные герои никак не приобщены к труду своих родителей. Читинец Г. Граубин в книжке стихов «Любознательный народ», напротив, не раз берется за тему труда. Стихотворение «Как я садик посадил» начинает ся так: Посадил я у крыльца Два зеленых деревца. Увидел их сосед-монтер — и подсадил к ним сосну. Дворник удивился, что вдруг появились деревья, и посадил клен. Дядя Тит одобрил такое дело и внес свой вклад — березку. Так же сделали все другие жильцы. И зашумел садик. Отлично задуманное стихотворение! Так и ждешь, что сейчас прозвучит гордость зачинателя хорошего трудового дела. Но автор, по-видимому, решил: ага, ждет такой концовки? Значит, она шаблонна, значит, ее не будет. И пре поднес сюрприз: Для забавы ве тки клена Вбил я в землю по весне, А теперь ус тр о й с тв о сада Все припи сы ваю т мне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2