Сибирские огни, 1958, № 7
готовиться к последнему и решительному бою? Разве не ждут наших детей и большие трудности, и великие свершения? Зачем же надевать ребятам на глаза розовые и голубые очки? А вот читаешь многие детские книги, написанные за два последних года в Сибири, и вспоминается предисловие к журнальчику «Для детей». Выходил до революции такой журнальчик, как приложение к «Ниве». В начале 1917 года, в разгар первой мировой войны, журнальчик провозгласил кредо: «Сюда на эти мирные страницы не проникнут наши нынешние заботы и тяготы. Здесь все бу- ,дет весело, лучезарно и безоблачно. Здесь дети найдут и забавный стишок, и смешную картинку, и трогательную поэтическую сказку»... Не слишком ли подчас лучезарно и безоблачно и в нашей литературной ра боте? Не стоит ли почаще перемежать трогательные сказки мужественной правдой? Понятно, что мы, взрослые люди, еще чувствуем на себе последствия вой ны, повседневно ощущаем тревожную атмосферу нашей планеты, и нам подчас хочется хоть ребятишек оградить от всех этих треволнений. Но мы не имеем права делать этого. Мы — писатели, идеологические оруженосцы своего на рода, — не имеем права ни на минуту поднять забрала, снять шеломы и, отло жив оружие, впериться созерцающим взглядом в лучезарное небо. Мы с боль шим уважением относимся к талантливой работе Мосияша, Дубровиной, Шасти- на. То, что ими сделано, — необходимо и ценно. Но только этого мало в нашу великую эпоху. Дети сами требуют большего, они, порой для нас незаметно, живут полити ческой атмосферой нашего общества. Совсем недавно четырехлетняя девочка спросила меня: — А фашистов много осталось? Я так удивился, по-видимому тоже под воздействием детской литературы, лрекратившей ставить такие проблемы, что только и сказал: — А чего они тебе? — Да-а! Они всех убивают. А какой поток расспросов хлынул однажды у девятилетней школьницы с перечислением всех известных ей народов с неизменным рефреном: — А они за нас? И тут уже становится неприятно. Не про фашистов или буржуев спраши вают, а про немцев, поляков, англичан и т. д. Это уже слишком далеко даже от самых начатков пролетарского интернационализма. Так кто же будет объяснять детям, что мир по-прежнему делим только «на красных — нас, и белых — их», как не детская литература? Для воспитания классовой ненависти приходится снова и снова обращать ся к «Мистеру Твистеру», «Мальчишу-Кибальчишу». А ведь мистер Твистер по сравнению с нынешними американскими империалистами или фашиствующими молодчиками в Западной Европе стал выглядеть довольно безобидным. Из доброй сотни произведений, написанных для детей в Сибири за послед ние два года, можно назвать лишь два произведения, насыщенных романтикой революционной борьбы, если не считать третьего издания прекрасной повести Н. Осинина «Через все преграды» да № 6 новосибирского альманаха «Золотые искорки». „ д Два новых произведения — это повесть алтайской писательницы А, 1о- ленковой и новосибирского журналиста Д. Иохимовича «Подвиг Кири Баева» и стихотворение иркутянина М. Сергеева «Баллада о тополях». Повесть «Подвиг Кири Баева» — не очень совершенное художественное произведение. Далеко не все эпизоды сделаны на героическом ^накале, нередко бытовизм, поданный, по-видимому, в угоду неправильно понятой разносторонно сти изображения жизни, снижает звучание главной, героической струны. Порой авторам словно кажется, что уж больно взрослым в своих подвигах выглядит Киря и тогда они рисуют отдельные, какие-то побочные эпизодики, в которых стараются подчеркнуть его «детскость». Без достаточной художнической сме лости написана эта повесть. И все же образ Кири Баева, юного партизана, в основном разработан инте ресно, это живой, привлекательный характер, который может служить при- M6D0M. Создан также образ Кириного отца — Осипа Михайловича Баева, траги ческая фигура крестьянина Губина и некоторые другие. В повести ощущается героическая атмосфера борьбы против колчаковщи ны, она воспитывает у ребят мужество и стремление к подвигам к подвигам сознательным, во имя торжества Советской власти. «Баллада о тополях» М. Сергеева — не только лучшее стихотворение для детей из написанных в Сибири за последнее время, но и одно из лучших во всей нашей поэзии за 1957 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2