Сибирские огни, 1958, № 7

готовиться к последнему и решительному бою? Разве не ждут наших детей и большие трудности, и великие свершения? Зачем же надевать ребятам на глаза розовые и голубые очки? А вот читаешь многие детские книги, написанные за два последних года в Сибири, и вспоминается предисловие к журнальчику «Для детей». Выходил до революции такой журнальчик, как приложение к «Ниве». В начале 1917 года, в разгар первой мировой войны, журнальчик провозгласил кредо: «Сюда на эти мирные страницы не проникнут наши нынешние заботы и тяготы. Здесь все бу- ,дет весело, лучезарно и безоблачно. Здесь дети найдут и забавный стишок, и смешную картинку, и трогательную поэтическую сказку»... Не слишком ли подчас лучезарно и безоблачно и в нашей литературной ра­ боте? Не стоит ли почаще перемежать трогательные сказки мужественной правдой? Понятно, что мы, взрослые люди, еще чувствуем на себе последствия вой­ ны, повседневно ощущаем тревожную атмосферу нашей планеты, и нам подчас хочется хоть ребятишек оградить от всех этих треволнений. Но мы не имеем права делать этого. Мы — писатели, идеологические оруженосцы своего на­ рода, — не имеем права ни на минуту поднять забрала, снять шеломы и, отло­ жив оружие, впериться созерцающим взглядом в лучезарное небо. Мы с боль­ шим уважением относимся к талантливой работе Мосияша, Дубровиной, Шасти- на. То, что ими сделано, — необходимо и ценно. Но только этого мало в нашу великую эпоху. Дети сами требуют большего, они, порой для нас незаметно, живут полити­ ческой атмосферой нашего общества. Совсем недавно четырехлетняя девочка спросила меня: — А фашистов много осталось? Я так удивился, по-видимому тоже под воздействием детской литературы, лрекратившей ставить такие проблемы, что только и сказал: — А чего они тебе? — Да-а! Они всех убивают. А какой поток расспросов хлынул однажды у девятилетней школьницы с перечислением всех известных ей народов с неизменным рефреном: — А они за нас? И тут уже становится неприятно. Не про фашистов или буржуев спраши­ вают, а про немцев, поляков, англичан и т. д. Это уже слишком далеко даже от самых начатков пролетарского интернационализма. Так кто же будет объяснять детям, что мир по-прежнему делим только «на красных — нас, и белых — их», как не детская литература? Для воспитания классовой ненависти приходится снова и снова обращать­ ся к «Мистеру Твистеру», «Мальчишу-Кибальчишу». А ведь мистер Твистер по сравнению с нынешними американскими империалистами или фашиствующими молодчиками в Западной Европе стал выглядеть довольно безобидным. Из доброй сотни произведений, написанных для детей в Сибири за послед­ ние два года, можно назвать лишь два произведения, насыщенных романтикой революционной борьбы, если не считать третьего издания прекрасной повести Н. Осинина «Через все преграды» да № 6 новосибирского альманаха «Золотые искорки». „ д Два новых произведения — это повесть алтайской писательницы А, 1о- ленковой и новосибирского журналиста Д. Иохимовича «Подвиг Кири Баева» и стихотворение иркутянина М. Сергеева «Баллада о тополях». Повесть «Подвиг Кири Баева» — не очень совершенное художественное произведение. Далеко не все эпизоды сделаны на героическом ^накале, нередко бытовизм, поданный, по-видимому, в угоду неправильно понятой разносторонно­ сти изображения жизни, снижает звучание главной, героической струны. Порой авторам словно кажется, что уж больно взрослым в своих подвигах выглядит Киря и тогда они рисуют отдельные, какие-то побочные эпизодики, в которых стараются подчеркнуть его «детскость». Без достаточной художнической сме­ лости написана эта повесть. И все же образ Кири Баева, юного партизана, в основном разработан инте­ ресно, это живой, привлекательный характер, который может служить при- M6D0M. Создан также образ Кириного отца — Осипа Михайловича Баева, траги­ ческая фигура крестьянина Губина и некоторые другие. В повести ощущается героическая атмосфера борьбы против колчаковщи­ ны, она воспитывает у ребят мужество и стремление к подвигам к подвигам сознательным, во имя торжества Советской власти. «Баллада о тополях» М. Сергеева — не только лучшее стихотворение для детей из написанных в Сибири за последнее время, но и одно из лучших во всей нашей поэзии за 1957 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2