Сибирские огни, 1958, № 7

свою взрослую душу, не подлаживаясь к ним, а их поднимая до себя? Поэтому неподдельным настроением и проникнута вся сказка. Еще по «Голубой чашке» А. Гайдара мы могли судить, как сильно, как лирически воздействует на ребят произведение, в котором писатель делится с ними, как с равными, — только в доступном им круге понятий, — своими чув­ ствами, переживаниями, мыслями. Вспомним историю мимолетной, но грустной для обоих взрослых любящих людей, ссоры. Это же доказывает нам и рассказ Е. Стюарт «Заряничка». Для Стюарт природа всегда наполнена человеческими эмоциями, человече­ ским смыслом, сама по себе она для писательницы не существует. В ее стихах подснежник — это упорный маленький боец, пробивающийся к свету сквозь мерзлую землю, одолень-трава растет для того, чтобы человек в. трудную минуту нашел ее для преодоления тягот и бед, лесная тишина несет людям покой и радость, и нельзя допустить, чтобы ее разрушила война. Это эмоциональное восприятие природы полностью отразилось и в «За- ряничке». Писательница не боится раскрывать перед детьми сложные ощущения: «В окно ворвался запах травы, цветов и нагретого солнцем железнодорожного полотна. Из всего недлинного путешествия до маленькой станции, где нам нужно было выходить, именно этот особый запах запомнился сильнее всего и на­ всегда соединил в себе легкую горечь разлуки и радостное ожидание нового». И это не навязывание детям незнакомых им чувств. Дети такое чувство' испытывают. Девятилетние ребятишки, уезжая от родителей на лето в лагерь, и плакать хотят, и торопятся уехать. Только дети не замечают этого чувства и уж, конечно, не могут выразить его словами. Формировать эмоции ребят, помогать им в осмыслении собственных пере­ живаний, воспитывать у них поэтическое восприятие мира, — вот благородная и светлая роль таких мастерских произведений, как «Заряничка». Поэтическая работа Е. Стюарт — это работа мастера. Вспоминается одно* ее шутливое сравнение: Рыбкам вы п ры гн у ть на воздух — Все равно, что нам ны рнуть . Это удивительно точное и правдивое сравнение. В нем есть, я бы сказал, какая-то смешная правда, которую нехудожник сам никогда не заметит. То же мастерство мы видим и в книжках Стюарт, вышедших в последнее- время, «Первоклассники» и «Наташин день». Здесь разговор идет, в основном,, на школьные темы, о ребячьих делах в школе и дома. Но вспоминается одно стихотворение Стюарт, написанное лет пять тому назад: «Подрастают герои». Романтика пиратских парусников и мушкетерских дуэлей для наших ребят бледнее романтики революционной борьбы и подвигов советских людей, — утверждала поэтесса. К сожалению, эта отличная заявка оказалась невыполненной. Стюарт охот­ но говорит с юными читателями об их школьных и домашних делах, искренне делится с ними своими лирическими чувствами. А вот о своих гражданских чув­ ствах, обуревающих ее, она молчит с детьми. А ведь пионеры, пять лет назад, читавшие стихотворение о подрастающих героях, действительно подросли и на целине уже побывали, и на ГЭС уже пришли после ремесленного училища или средней школы. Расширить диапазон своего воздействия на юного читателя — прямая за­ дача Е. Стюарт. Ведь следом за ней идет немало ее поэтических учеников, за которых она тоже ответственна перед литературой. Горнисты должны быть отмобилизованы Это относится не только к Е. Стюарт. Мы назвали уже немало произведе­ ний и имен, а революционной романтики пока не встретили. Почти не. было да­ же простых упоминаний о пионерах, о пионерской деятельности. Тут, конечно, вина не только писателей. В последние десятилетия пионер­ ская работа превратилась в простое подспорье для школьной, учебной работы. А ведь пионерская организация была создана как политическая организация советских детей. Мы об этом как-то забыли в последнее время. Сейчас принимаются меры для решительного подъема работы. Но почему же писателям не сказать своего слова? Очень своевременной оказалась та весе­ лая и злая борьба, которую повела поэтическими средствами А. Барто против серости и формализма в дружинах и отрядах. В самом деле, разве нам уже некого ненавидеть? Разве нам уже незачем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2