Сибирские огни, 1958, № 7
К у б и ки , к у б и ки , Как сложить вас правильно, Чтоб за рыбой дедушку Бабушка отправила. Всю сказку повторяет он про себя, пока пытаемся сложить никак не скла дывающиеся кубики. Та же безупречная верность детской психологии есть и в стихотворениях «Мы научили», «Градусник», «Хвостик». Стихи Н. Дубровиной, опубликовавшей в Новосибирске книжку «Радуга», тоже исполнены неподдельно ребячьего, радостного и светлого мировосприятия. Интересны попытки поэтессы создать новые загадки, близкие по форме, по духу нашим фольклорным загадкам: Две сестрицы — мастерицы. Друг дружке — помощницы. Это руки. Или — Стоит рыжий Сенечка, Держит в ш ляпе семечки. Это подсолнух. Темы стихов Дубровиной — сугубо, так сказать, «детские» темы: весна с ручейками, сосульками и воробьями, дождик с радугой, щенок и т. д. Это мир самых маленьких, отображенный в почти безупречном зеркале. Но — только зеркале. Это нужно, но этого далеко недостаточно. Малышам больше, чем зеркало, необходимо увеличительное стекло. Немногим шире раздвигает ребячий мир Мосияш. В его книжках нет ■больших общественных тем, вдохновенным напряжением нашей эпохи не пах нет воздух, которым дышат его герои. Гайдар как-то говорил, что детский писа тель должен быть хитрым дядей, который притворился ребенком, стал для детей своим и начал исподтишка воспитывать из них бойцов Красной Армии. Мосияш и Дубровина талантливо выполнили первую часть задачи: они «притворились» детьми, перевоплотились в детей. Но они не повлекли своего читателя выше, не заронили в его душу первые искорки, из которых потом раз горелся бы пламень души сознательных строителей коммунизма. Но бывают и примеры другого рода: писатель берется за ударную тему, ,не задумываясь над средствами ее выражения, считая, что тема скажет сама з а себя, — и получается у него, мягко говоря, очень неважно. И если в стихах Мосияша и Дубровиной мы имеем дело с поэтическими открытиями хотя бы и .маленького детского мира, то в случае, когда художественностью пренебрегают, надеясь только на значительность темы, мы вообще не получаем художествен ного произведения, компрометируем важную тему. В стихах омича Ю. Шухова есть и упоминание о ГЭС, и работа ребят на колхозном огороде, и строительство. В стихотворении «Стройка» он пишет: Мы собрались над ручьем, Тоже строить ГЭС начнем. Из лучинок и земли Мы плотину возвели. Где тут мысль, где хоть единый художественный образ? Это простая кон статация, голая информация о совершаемом, не поднятая до поэзии ни чувством, ли образом. То же самое и в стихотворении «Помощники». До чего доводит простая констатация фактов, не озаренных мыслью и чув ством, особенно видно в стихотворении «Кто строил школу». Автор добросо вестно перечисляет мастеров, отводя две-три строчки каждому: плотники, маля ры, печники, столяры, стекольщики, завхоз, уборщица. Концовка такая: А монтер без опозданья Электричество провел. Почему на монтере кончилось стихотворение? Да потому, что автор выпол нил свою задачу: всех перечислил. Но в том-то и дело, что в поэзии таких за дач ставить нельзя — это задача «бездушная». А без эмоций поэзии не бывает. Книжку Шухова положительно хочется отметить по другим обстоятель ствам. Омское издательство сделало попытку дать красочные иллюстрации. И по краскам, и по исполнению они не на особенно высоком уровне. Но ведь сделано это в газетной типографии! Отличное старание в условиях бедности полиграфической базы в Сибири. И очень хорошего полиграфического исполнения, немногим уступающего детгизовским изданиям, добились омичи при выпуске книги Т. Белозерова «На нашей реке». Красочные рисунки* по свердловским матрицам печатались на ом ской картфабрике.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2