Сибирские огни, 1958, № 7

бург. губ. (этот отчет, помнится, по ошибке положен мною в пакет, предназ­ наченный для Рьгковского). Посылая не одну, а несколько программ, я руковод­ ствовался тем соображением, что саха­ линские учителя, быть, может, пожелают подробнее ознакомиться с требованиями и общим тоном существующей школьной системы. Посылаю учебники. Они куплены в Книжном магазине А. С. Суворина, ко­ торый предлагает сахалинским школам кредит с платежом в какие угодно сро­ ки. При покупке книг я советовался с педагогами и главным образом с братом, который считался опытным и знающим педагогом. Расчет был сделан на 300 учебников младшего и 150 старшего от­ деления. Так как мы не знали максиму­ ма, который Вы можете отпустить на учебники, то мы боялись очень усердст­ вовать и где только возможно было уре­ зывали, и потому учебники, как Вы ус­ мотрите из счета, посылаются далеко не в полном комплекте. Так, например, букварь Тихомирова посылается на 50 экз. меньше, II часть Родного слова не 300 экзем., а только 200, задачник Гольденберга не 150, а только 100. А Богослужение Пшеничникова, которое указано в программе по закону Божию, не посылаем вовсе. Незнание упомянуто­ го максимума, отсутствие в сах. школах определенной программы и то обстоя­ тельство, что у Вас в школах не 3 от­ деления, как у нас, а только 2, приво­ дили нас в смущение, и это главным об­ разом служит причиною, что первый блин вышел комом, т. е., что я на пер­ вых порах не угодил ни Вам, ни Данилу Александровичу. Для заведующего училищами я посы­ лаю «Подробный план занятий» Барано­ ва. Для учителей всех шести школ, счи­ тая в том числе и закрытую Дербин- скую, я посылаю по одному экземпляру. Руководство к букварю Тихомирова, ру­ ководство к Родному слову, географию Пуциковича, методику Ёвтушевского, Военную гимнастику Верыкова, методи­ ку Русского письма Гербача и полную пропись Гербача. Посылаю учителям также методику русского языка Солони­ на 3 экз. и «Как учить?» Тихомирова то­ же 3 экз. итого 6 экз.— пусть Даниил Александрович поделит. Второй части методики Солонина в продаже нет. Кни­ ги, посылаемые для учителей, должны составлять собственность школьных биб­ лиотек. Кстати, о школьных библиоте­ ках. Чтобы положить им основание, Ко­ митет грамотности, состоящий при Воль­ ном экономическом обществе, посылает в Ваше распоряжение 1470 книжек для 5 северных школ по 294 кн. на каждую. Для школы в п. Корсаковском посылает библиотеку Московский Комитет гра­ мотности, состоящий при сельскохозяй­ ственном обществе. - Для школьных же библиотек г. Суворин посылает по 6 экз. следующих сочинений: 1. Пушкин — Со­ чинения. 2. Грибоедов «Горе от ума». 3. Фонвизин — Две комедии. 4. Анекдо­ ты. 5. Хемницер — Басни. 6. Капнист — Ябеда. 7. Марлинский — Амалат Бек. 8. Диккенс — Оливер Твист. 9. Дани­ левский — Украинские сказки. 10. Шек­ спир—Гамлет. 11. Его ж е—Король Лир. 12. Его же — Отелло. 13. Его же — Ри­ чард III. 14. Его же—Кориолан. 15. Бе- нецкий — Сражение. 16. Лесков (нераз­ борчиво — С. Г.). 17. Ломоносов — Из­ бранные сочинения. 18: Эзоп — Избран­ ные басни. 19. Чехов—Детвора. 20. Ка­ рамзин — История Госуд. Российского. 21. Байрон — Невеста Абидосская. 22. Поход Аргонавтов. 23. Екатерина II — Избранные сочинения. 24. Достоевский — Бедные люди. 25. Лесков — Повести. 26. Антонов — Общедоступная гигиена. 27. Кайгородов — Черная семья. Он же пожертвовал по 1 экземпляру для Александровской школы: 1. Беккер —Древняя история I и II части. 2. Бек­ кер — Выброшенные морем. 3. Шизнь Гёте. 4. Иллюстрированная история. 5. Иллюстрированная история Екатери­ ны В. 6. Исторические рассказы и анек­ доты. 7. Карпович — Замечательные бо­ гатства. 8. Леббок — Муравьи, пчелы и осы. 9. Лейкепер — Наш век. 10. Сти­ венсон — Страстная история. 11. Твен — Принц и нищий. 12 Флоринский — Домашняя медицина. 13. Фурман—Гра­ вер. 14. Штерн —- Всеобщая история. 15. Пыляев — Старый Петербург. 16. Шиллер — Его жизнь. 17. Пыляев — Забытое прошлое Петербурга. 18. Косто­ маров — Черниговка. Баронесса В. И. Икскуль посылает по 6 экземпляров своих изданий для каж­ дой школы по одному: 1. Успенский — Взбрело в башку. 2. Его же — ЗКивые цифры. 3. Его ж е—Про счастливых лю­ дей. 4. Короленко—Лес шумит. 5. Кузь­ минская — Бешеный волк. 6. Потапенко — В потемках. 7. Станюкович — Между своими. 8. Четвертая пчела. 9. Про обе­ зьяну мартышку. Г. Ватсон посылает по 6 экз. 1. Надсон — Сборник журналь­ ных статей. 2. Греит-Алт — Из стран­ ных рассказов. Затем следует посылка известного из­ дателя г. Павленкова: 1. Баушка — Блуждающие огоньки 2 экз. 2. Диккенс — Два города. 3. Его же — Тяжелые времена. 4. Его же — Крошка Доррит. 5. Диккенс — Мартин. 6. Его же — Ни­ колай Никльби. 7. Его же — Холодный дом. 8. Робинзон 2 экз. 9. Лайола. 10. Крылов. 11. Мицкевич. 12. Конфуций. 13. Лессинг. 14. Дарвин. 15 Линней — 4 экз. 16. Данте — 5 экз. 17. Линкольн —2 экз. 18. Свифт. 19. В. Гюго—2 экз. 20. Шопенгауэр. 21. Крамской. 22. Гум- больд. 23. Гоголь. 24. Галилей. 25. Кю­ вье — Его издания. Шизнь замечатель­ ных людей. При распределении по школьным биб­ лиотекам книг, присланных в 2 или 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2