Сибирские огни, 1958, № 7
крышами. Внутри храм разделяется на множество комнат, освещенных тусклы ми светильниками. В каждой из них стоят различные изображения Будды. Еще более интересен дворец Далай- ламы, находящийся несколько в стороне от города. Он является, как пишет Цы- биков, «самым замечательным зданием не только Лхасы, но и всего Тибета». Постройка его основных частей отно сится к середине XVII века. Дворец за нимает целый квартал на склоне скали стой горы и имеет в длину почти 200 саженей, а в высоту 9—10 этажей. Ли цевая его сторона окружена стеной, а задняя — прикрывается скалой. Архи тектура дворца общетибетского стиля, но заметно подчинена целям обороны при возможных нападениях. Во дворце Далай-ламы — 999 комнат. Главные святыни и апартаменты са мого владельца дворца находятся в__ его центральной части, выкрашенной в красно-коричневый цвет и называемой «Красным дворцом». В постройке этого дворца, отмечал Цыбиков, «тибетцы выказали все свое строительное искусство». Восхищаясь тибетскими мастерами- умельцами, Цыбиков описывает и тот тяжелейший труд, ценой которого это- здание было воздвигнуто. Его- строили несколько десятков лет. Основную часть населения Лхасы составляли в начале XX века тибетцы. Цыбиков отмечает, что в период его пре бывания в столице Тибета в ней, кроме почти 20 тысяч монахов, насчитывалось около 10 тысяч светского населения, две трети которого составляли женщи ны. Почти все светское население^ было занято обслуживанием монастырей и ре зиденции Далай-ламы. Кроме тибетцев, в городе проживало незначительное количество китайцев, непальцев и кашмирцев, которые зани мались торговлей. Она достигла в Лхасе значительного развития. Здесь можно было купить английские сукна и молес кин, коленкор, бязь и эмалированную посуду; итальянские кораллы и каш мирскую парчу. На рынках города во множестве встречались безделушки не мецкого и японского производства, швед ские спички и другие товары. Продава лись. здесь, конечно, и предметы мест ного производства, в частности, ковры, уступавшие китайским в красоте, но за то превосходившие их в крепости. Тибетцы поставляли на рынки шерсть, буру, соль, серебро, золото, скот. Население Тибета занималось, глав ным образом, земледелием и скотоводст вом. Сеяли в Тибете ячмень, из которого приготовляли муку — цзамба, являв шуюся основным продуктом питания, а также пшеницу, горох, бобы. Сажали капусту, репу, картофель, морковь и другие овощи. Обработка полей производилась со хами, а бороньба — чаще всего грабля ми или руками. Скотоводы разводили яков, овец, ло шадей, а также цзо — помесь яка и ко ровы. Господствующий класс Тибета со ставляли в то время светские и духов ные князья. Они явились собственника ми земли и рабов, а также владельцами формально свободных крестьян. Тибетский феодал был полным хозяи ном своих крестьян, над которыми чи нил суд и расправу, с которых взимал в свою пользу плату за обработку земли. Цыбиков описал тяжелое положение, в котором находился простой народ Ти бета. Человеческий труд, указал он, це нился здесь весьма дешево. Например, наилучший ткач получал 15 коп. в день, а домашняя прислуга вообще не полу чала жалованья, живя и работая у хозя ев лишь за пищу. Значительное место в трудах Цыбико- ва уделено истории и государственному устройству Тибета. Интересная глава книги «Буддист-паломник у святынь Тибета» посвящена описанию института Далай-лам. В ней освещен совсем почти не известный раньше в русской литера туре вопрос о главе ламаистской иерар хии. В Лхасе Цыбиков составил собрание тибетских книг, в которое вошли сочи нения почти всех наиизвестнейших лам —писателей последних 9 веков. Содер жание приобретенных книг — филосо фия, медицина, астрономия, история, география... Всего 74 названия в 319 томах, заключающих в общей сложности 122.000 листов. Книги в Тибете печатались с деревян ных досок (матриц) на местной бумаге чернилами, приготовляемыми из сажи. Взяв смоченную бумагу и наложив ее на обмазанную доску, проводили вали ком, обшитым сукном, и, таким образом, получали оттиск. Продавали книги сами типографщики, причем большую часть сочинений мож но было получить только на заказ. Пробыв в Центральном Тибете более года, Цыбиков осенью 1901 г. собрал ся в обратный путь. После ряда трудных переходов и дорожных приключений, лишившись большинства лошадей, не выдержавших тяжелых переходов, а так же почти всех запасов продовольствия, он, наконец, 4 апреля 1902 года прибыл в Ургу. Труднейшее, но вместе с тем интерес нейшее путешествие было успешно за кончено. Оценивая его значение, акаде мик Ольденбург указал, что «результа ты путешествия Цыбикова удовлетвори тельным образом заполняют пробелы в знакомстве с. Тибетом. Цыбиков привез серию превосходных фотографий, цен ный отчет и чрезвычайно умело подо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2