Сибирские огни, 1958, № 7

только маленькую записную книжку, куда заносил заметки ежедневно, даже в этом скрываясь от любопытных глаз». Несмотря на трудности, Цыбиков бле­ стяще выполнил поручение Русского Географического общества. Результа­ том его путешествия в Тибет явились две, освещающие все стороны жизни на­ селения страны и ее столицы, работы, значение которых не может быть пере­ оценено. После непродолжительных сборов, одевшись бурятским ламой-паломником, Цыбиков 25 ноября 1899 г. выехал из Урги в Тибет с караваном паломников и купцов. Многие дни предстояло провести в зимнюю стужу в открытой степи. Для того, чтобы хоть немного обогреваться дорогой, он вынужден был нагрузить на верблюдов дрова. Через месяц путешествия по открыто­ му степному району Цыбиков прибыл в город Ван Ян Фу, резиденцию китай­ ских наместников—ванов, управляющих алашанскими монголами. В своих путевых заметках Цыбиков описал нищенское положение трудовых масс алашанской степи, богатство и дес­ потизм князей- и остальной знати. Следуя в Гумбум, 11 января 1900 г. караван подошел к границе собственно Китая. Здесь, указывает Цыбиков, «...стоит на гранитном пьедестале... пли­ та, вышиной около двух аршин, на лице­ вой и тыловой сторонах исписанная ки­ тайскими иероглифами, говорящими о поводе постановки, лицах, бывших при разграничении, и о годе постановки». Через несколько дней пути — 22 ян­ варя Цыбиков прибыл в Гумбум и сде­ лал здесь ряд очень ценных и интерес­ ных фотографий. Лишь по-сле тяжелого пятимесячного путешествия через пустыни и степи Ки­ тая, 24 апреля 1900 года, Цыбиков пе­ ресек границу Тибета. Но до Лхасы предстоял еще долгий трехмесячный путь. Следовало быть очень осторожным, не проявлять интереса к жизни и быту тибетцев, чтобы не возбуждать каких либо подозрений. 10 июля караван, в котором находил­ ся Цыбиков, остановился у Бумзайекого перевала, отделявшего Северный Тибет от его Центральной части. Дальше этой точки никто из русских путешественников проникнуть не смог. Пржевальский также вынужден был вер­ нуться отсюда обратно на север. Впервые в истории русской географии Цыбиков дал характеристику пройден­ ной им части Тибета. В районе перевала караван был встре^- чен заградительным отрядом, задачей которого было не допускать в Тибет иностранцев. Солдаты тщательно осмот­ рели караван, но ничего подозрительно­ го не обнаружили. Однако один из про­ водников донес, что в караване есть бу­ ряты. Лишь с помощью взятки Цыбико- ву удалось получить право продолжать свой путь к Лхасе. Вскоре после того, как караван спу-, стился с перевала, стали попадаться первые тибетцы-землепашцы. Через не­ которое время путешественники подо­ шли к долине реки Пэнбо, являвшейся одним из наиболее населенных мест Центрального Тибета, откуда было уже совсем близко до Лхасы. И вот, наконец, 3 августа 1900 г. за­ ветная цель была достигнута. Цыбиков вступил в этот запретный, а потому ка­ завшийся таинственным город. В Лхасе Цыбиков провел почти пол­ тора года, посещая интереснейшие святыни Тибета и одновременно1усердно изучая тибетский язык и литературу. Ученый дал чрезвычайно подробное и тщательное описание Лхасы, а также составил уникальное собрание фотогра­ фий города и других достопримечатель­ ностей. . Слово Лхаса в русском переводе, указывает Цыбиков, означает «страна небожителей» или «область богов». В литературном тибетском языке иногда употреблялось еще и другое на­ звание столицы — Лхадан, что также значит «полный богами» или «полный небожителями». Это название Лхасы объясняется, отмечал Цыбиков, пребы­ ванием в городе двух статуй Будды, по­ лученных, согласно преданию, тибет­ ским царем Срон-цзан-гамбо (629— 711 гг.) в качестве приданого его жен, царевен непальской и китайской. Об истории возникновения столицы Цыбиков писал следующее: «Точного года основания Лхасы мы пока не можем назвать, но историческое предание говорит, что жена царя Срон- цзан-гамбо непальская царевна построи­ ла в 653 г. для привезенной с собой статуи Чжу храм, находящийся ныне в центре города... Этот период, т. е. пяти­ десятые годы VII столетия, вероятно, можно назвать временем основания Лхасы...». Большинство зданий в городе были двухэтажные, с большими окнами. Но из-за отсутствия стекла они на зиму заклеивались бумагой или материей, а изнутри закрывались ставнями. Дымохо; дов в домах не было, и поэтому при топке печей весь дом наполнялся ды­ мом. Интереснейшая достопримечатель­ ность столицы Тибета — храм большой статуи Чжу — главной святыни города. Храм представляет квадратное трех­ этажное здание с глухими наружными стенами (длиной в 20 саженей по^сторо- не), увенчанное плоской крышей без купола, над которой поднимаются 4 па­ вильона китайского стиля с золочеными

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2