Сибирские огни, 1958, № 7
винтовки Пибоди-Мартини, из которых прицельный огонь можно было вести на 1800 шагов. А в русских частях были старые пушки и старые ружья системы Крнка, которые солдаты называли «Крымкой», с прицельным огнем всего лишь на шестьсот шагов. На стороне турок было трехкратное техническое превосходство. И все три штурма ока зались бесплодными. А потери от штур ма к штурму возрастали в два-три раза. После «Третьей Плевны» болгарская земля приняла прах почти шестнадцати тысяч русских воинов. После этого из Петербурга приехал инженер Тотлебен, герой обороны Сева стополя. По его плану начали окружать Плевен. На это потребовалось немало времени. Только поздней осенью кольцо сомкнулось. Осман-паша метался, как зверь в клетке. Пробовал прорваться, но не смог. Через сорок дней он сдался сю всей своей пятидесятитысячной ар мией. И это предопределило исход войны. О штурмах и осаде Алла Морозова когда-то читала в старых книгах. Теперь ей все припоминалось. Она ходила по улицам небольшого окружного города и думала о прошлом, о тех днях, когда здесь гремели пушки, рвались снаряды, лилась солдатская кровь. Ей припом нился и рассказ «Четыре дня», принад лежащий Всеволоду Гаршину, участни ку войны. То, что описано в рассказе, происходило где-то тут, недалеко. Мо жет, ее прадед участвовал в тех боях и, подобно тому раненому, пил воду йз фляги, снятой с убитого им турка... В Плевене туристы, прежде всего, посетили Скобелевский парк. Он распо ложен на окраине города, на Зеленых высотах, которые перед «Третьей Плев- ной» штурмовали солдаты генерала Скобелева. Высоты были заняты, но их не удалось удержать. Ворота парка сделаны из трофейного турецкого оружия. На одной половинке их — барельеф Скобелева, на другой — майора Горталова, участника Севасто польской обороны. С горсточкой солдат майор был оставлен в арьергарде, когда покидали высоты, и турки подняли его на штыки. На вершине — каменная горка, над нею — большой Георгиевский крест. На скалах — пушки. Массивная дверь ведет в гробницу. Возле стен музейные стенды: портреты героев войны, снимки русских знамен, от которых после мно гочисленных боев остались лишь одни рваные ленточки. Алла всматривается в надписи: «Владимирского полка», «Суз- .дальского», «Харьковского», «Екатери- нославского»... Нет ли тут снимка со знамени полка, в котором служил пра дед?.. Проржавевшие солдатские котел ки, ранцы, полуисточенные молью... Глаза останавливаются на коробочке с волосами: нежный, явно детский, золо тистый локон... Уходя на войну, отец трех- или четырехлетней девчушки сре зал эту, дорогую для него, прядь волос, носил у себя на груди... Судьба не со хранила 'его для дочурки... Может, пра дед вот так же хранил до последней минуты прядь волос своего первенца? Спутники давно ушли вниз, опустела вершина холма, овеянного вечной сла вой русских волдат. Алла одна остает ся в гробнице. Ее уже ищут, торопят к автобусу... С зеленых высот нам хочется взгля нуть на город. Мы знаем, что сейчас в нем живет 58 тысяч человек, что его новый машиностроительный завод выпу скает турбины для гидростанций и что текстильный комбинат славится шерстя ными и шелковыми тканями... Но серая сетка дождя закрывает даль. Не видно ничего, кроме самых ближних домов. В центре города — Русский парк. Он обнесен решеткой из трофейного турец кого оружия: семьдесят семь орудийных стволов заменяют столбы, между ними — винтовки со штыками, пролеты украшены скрещенными саблями, сапер ными топорами и лопатами. На главной аллее—надпись из вечнозеленых кустов самшита: «От благодарной Болгарии». На полянках — бюсты генералов, рус ские пушки. На табличке Алла прочла: «Батарея генерала Ганецкого. Во время отчаянной вылазки осажденным туркам удалось взять эти орудия, но вскоре они опять попали к русским вме сте с турками». Но ни на одной из табличек не упо миналась часть, знакомая по семейным воспоминаниям о прадеде... В парке — небольшой дом. В нем размещался штаб Скобелева. Туда был доставлен плененный Осман-паша. Центральная площадь в Плевене на зывается Красной. На ней величествен ная церковь, построенная архитектором Пенчо Койчевым, как усыпальница. Для строительства был умело использован белый, красный и черный камень. Это’ придает сооружению траурно-торжест венную строгость. Памятник окружен высокой оградой. На столбах ворот рус ские мортиры подняли в небо свои ко роткие стволы, как бы для того, чтобы отсалютовать павшим героям. В церкви уже давно не служат, она превращена в музей. Плевна унесла из жизни тридцать че тыре тысячи русских воинов. Память русских воинов болгары свя то чтут. Даже во время немецко-фа шистской оккупации они сохранили все памятники. И это было подвигом пат риотов. Неподалеку от церкви-гробницы, на новой площади, возвышается бронзовая фигура советского солдата. Любовь на рода к героям Великой Отечественной войны крепка и светла, — они принесли Болгарии настоящее освобождение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2