Сибирские огни, 1958, № 7

винтовки Пибоди-Мартини, из которых прицельный огонь можно было вести на 1800 шагов. А в русских частях были старые пушки и старые ружья системы Крнка, которые солдаты называли «Крымкой», с прицельным огнем всего лишь на шестьсот шагов. На стороне турок было трехкратное техническое превосходство. И все три штурма ока­ зались бесплодными. А потери от штур­ ма к штурму возрастали в два-три раза. После «Третьей Плевны» болгарская земля приняла прах почти шестнадцати тысяч русских воинов. После этого из Петербурга приехал инженер Тотлебен, герой обороны Сева­ стополя. По его плану начали окружать Плевен. На это потребовалось немало времени. Только поздней осенью кольцо сомкнулось. Осман-паша метался, как зверь в клетке. Пробовал прорваться, но не смог. Через сорок дней он сдался сю всей своей пятидесятитысячной ар­ мией. И это предопределило исход войны. О штурмах и осаде Алла Морозова когда-то читала в старых книгах. Теперь ей все припоминалось. Она ходила по улицам небольшого окружного города и думала о прошлом, о тех днях, когда здесь гремели пушки, рвались снаряды, лилась солдатская кровь. Ей припом­ нился и рассказ «Четыре дня», принад­ лежащий Всеволоду Гаршину, участни­ ку войны. То, что описано в рассказе, происходило где-то тут, недалеко. Мо­ жет, ее прадед участвовал в тех боях и, подобно тому раненому, пил воду йз фляги, снятой с убитого им турка... В Плевене туристы, прежде всего, посетили Скобелевский парк. Он распо­ ложен на окраине города, на Зеленых высотах, которые перед «Третьей Плев- ной» штурмовали солдаты генерала Скобелева. Высоты были заняты, но их не удалось удержать. Ворота парка сделаны из трофейного турецкого оружия. На одной половинке их — барельеф Скобелева, на другой — майора Горталова, участника Севасто­ польской обороны. С горсточкой солдат майор был оставлен в арьергарде, когда покидали высоты, и турки подняли его на штыки. На вершине — каменная горка, над нею — большой Георгиевский крест. На скалах — пушки. Массивная дверь ведет в гробницу. Возле стен музейные стенды: портреты героев войны, снимки русских знамен, от которых после мно­ гочисленных боев остались лишь одни рваные ленточки. Алла всматривается в надписи: «Владимирского полка», «Суз- .дальского», «Харьковского», «Екатери- нославского»... Нет ли тут снимка со знамени полка, в котором служил пра­ дед?.. Проржавевшие солдатские котел­ ки, ранцы, полуисточенные молью... Глаза останавливаются на коробочке с волосами: нежный, явно детский, золо­ тистый локон... Уходя на войну, отец трех- или четырехлетней девчушки сре­ зал эту, дорогую для него, прядь волос, носил у себя на груди... Судьба не со­ хранила 'его для дочурки... Может, пра­ дед вот так же хранил до последней минуты прядь волос своего первенца? Спутники давно ушли вниз, опустела вершина холма, овеянного вечной сла­ вой русских волдат. Алла одна остает­ ся в гробнице. Ее уже ищут, торопят к автобусу... С зеленых высот нам хочется взгля­ нуть на город. Мы знаем, что сейчас в нем живет 58 тысяч человек, что его новый машиностроительный завод выпу­ скает турбины для гидростанций и что текстильный комбинат славится шерстя­ ными и шелковыми тканями... Но серая сетка дождя закрывает даль. Не видно ничего, кроме самых ближних домов. В центре города — Русский парк. Он обнесен решеткой из трофейного турец­ кого оружия: семьдесят семь орудийных стволов заменяют столбы, между ними — винтовки со штыками, пролеты украшены скрещенными саблями, сапер­ ными топорами и лопатами. На главной аллее—надпись из вечнозеленых кустов самшита: «От благодарной Болгарии». На полянках — бюсты генералов, рус­ ские пушки. На табличке Алла прочла: «Батарея генерала Ганецкого. Во время отчаянной вылазки осажденным туркам удалось взять эти орудия, но вскоре они опять попали к русским вме­ сте с турками». Но ни на одной из табличек не упо­ миналась часть, знакомая по семейным воспоминаниям о прадеде... В парке — небольшой дом. В нем размещался штаб Скобелева. Туда был доставлен плененный Осман-паша. Центральная площадь в Плевене на­ зывается Красной. На ней величествен­ ная церковь, построенная архитектором Пенчо Койчевым, как усыпальница. Для строительства был умело использован белый, красный и черный камень. Это’ придает сооружению траурно-торжест­ венную строгость. Памятник окружен высокой оградой. На столбах ворот рус­ ские мортиры подняли в небо свои ко­ роткие стволы, как бы для того, чтобы отсалютовать павшим героям. В церкви уже давно не служат, она превращена в музей. Плевна унесла из жизни тридцать че­ тыре тысячи русских воинов. Память русских воинов болгары свя­ то чтут. Даже во время немецко-фа­ шистской оккупации они сохранили все памятники. И это было подвигом пат­ риотов. Неподалеку от церкви-гробницы, на новой площади, возвышается бронзовая фигура советского солдата. Любовь на­ рода к героям Великой Отечественной войны крепка и светла, — они принесли Болгарии настоящее освобождение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2