Сибирские огни, 1958, № 6

Обсуждение творчества писателей В постоянную практику своей работы Оргкомитет Союза писателей РСФСР ввел весьма плодотворный метод — об­ суждение в Москве творчества писате­ лей краев и областей республики. Так, в конце января 1958 года было обсуждено творчество' С. П. Залыгина (Новосибирск), а в начале марта — две повести Н. С. Дементьева (Ленинград): «Кубанец», опубликованная в журнале «Сибирские огни» (№ 1 за 1958 г.), и «Мои дороги», опубликованная в журна­ ле «Звезда» (№ 1 за 1958 г.). В обсуждении принимали участие — писатели, критики, представители газет .и издательств. Все выступавшие на ‘обсуждении творчества С. П. Залы гина единодушно отметили, что он писатель интересный и растущий. Почти каждое его новое про­ изведение знакомит читателя с явления­ ми нашей жизни, будит мысль, вызыва­ ет споры. У С. Залы гина есть то, Что в первую очередь необходимо для писате­ ля — связь с народом, с его делами и думами. С. Залыгин — ученый, и это сочетание научного и литературного творчества — его счастливое качество. Оно позволяет писателю подходить к яв­ лениям жизни с позиций человека, имеющего абсолютно точные представ­ ления о ряде вещей. Именно глубокие знания позволили ему создать целый ряд значительных произведений. Два вопроса особенно занимали участ­ ников обсуждения. Первый — о жанре; некоторые товарищи упрекали С. Залы ­ гина за то, что он не соблюдает чистоты жанра. Что такое, например, его китай­ ский цикл — рассказы , очерки? Второй вопрос: не мешает ли Залышн-ученый Залыгину-писателю? Все у него хорошо, знаний много, ума много, а вот сердца, эмоций, чувства мало. «Вы себя зашну­ ровываете ,— говорил В. Дорофеев ,— не хотите дать выход своему таланту в полную меру эмоционального, накала» . Против этого положения горячо вы­ ступил Г. Фиш. Он отстаивал право пи­ сателя создавать не просто рассказ или очерк, а «то, что нужно», по выражению JI. Толстого. Как правило, очень бога­ тый жизненный материал не уклады ­ вается в обычные формы. Не согласился Г. Фиш и с тем, что рассказы С. Залы ­ гина не остры, что в них якобы нет эмо­ ций, страсти. Так возник хороший содержательный разговор, позволивший выявить твор­ ческое своеобразие талантливого писа­ теля Сергея Залыгина. В обсуждении принимали участие Н. Атаров, Н. Емельянов, В. Лидин, Г. Марков, А. Письменный, Б. Рясен- цев, Л. Соболев, С. Трегуб, Л. Эйдлин и другие. Не случаен большой интерес читате­ лей к новым произведениям молодого писателя Н. Дементьева. Ранее инженер водного транспорта в Новосибирске, а теперь преподаватель Ленинградского электротехнического института, автор ярко и увлекательно сумел передать ды­ хание жизни на страницах своих произ­ ведений. Непримиримость к недостаткам, горя­ чее желание автора бороться со злом и утверждать положительное в нашей жизни сразу привлекает к себе внимание читателя. Повести «Мои дороги» и «Кубанец» —■о молодежи наших дней, о ее первых шагах — от начала до конца проникну­ ты^ юношеским задором. Нет, не о глад­ кой дороге повествует автор, а о дороге жизни во всей ее сложности и многооб­ разии. Радостно видеть четкое принципиаль­ ное отношение писателя к окружающе- му^ радостно ощущать молодость, кото­ рой веет от его повестей. Вот почему все товарищи, принимавшие участие в об­ суждении повестей Н. Дементьева, отзы­ вались о них, прежде всего, как о боль­ шой творческой удаче автора. «Дементьеву удается с большой си­ лой показать ощущение жизни» ,— гово­ рил в своем выступлении Д. Нагишкин, Очень верно подметил одну из наи­ более существенных сторон повестей Н. Дементьева ленинградский критик А. Эльяшевич, сказав: «Мне кажется, главное, что привлека­ ет в повестях Дементьева—это их прин­ ципиальная, воинствующая полемич­ ность. Не говорить о значительности этой полемичности в обеих его повестях нельзя» . Много было выступавших. Каждый делился соображениями по поводу про­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2