Сибирские огни, 1958, № 6
Обсуждение творчества писателей В постоянную практику своей работы Оргкомитет Союза писателей РСФСР ввел весьма плодотворный метод — об суждение в Москве творчества писате лей краев и областей республики. Так, в конце января 1958 года было обсуждено творчество' С. П. Залыгина (Новосибирск), а в начале марта — две повести Н. С. Дементьева (Ленинград): «Кубанец», опубликованная в журнале «Сибирские огни» (№ 1 за 1958 г.), и «Мои дороги», опубликованная в журна ле «Звезда» (№ 1 за 1958 г.). В обсуждении принимали участие — писатели, критики, представители газет .и издательств. Все выступавшие на ‘обсуждении творчества С. П. Залы гина единодушно отметили, что он писатель интересный и растущий. Почти каждое его новое про изведение знакомит читателя с явления ми нашей жизни, будит мысль, вызыва ет споры. У С. Залы гина есть то, Что в первую очередь необходимо для писате ля — связь с народом, с его делами и думами. С. Залыгин — ученый, и это сочетание научного и литературного творчества — его счастливое качество. Оно позволяет писателю подходить к яв лениям жизни с позиций человека, имеющего абсолютно точные представ ления о ряде вещей. Именно глубокие знания позволили ему создать целый ряд значительных произведений. Два вопроса особенно занимали участ ников обсуждения. Первый — о жанре; некоторые товарищи упрекали С. Залы гина за то, что он не соблюдает чистоты жанра. Что такое, например, его китай ский цикл — рассказы , очерки? Второй вопрос: не мешает ли Залышн-ученый Залыгину-писателю? Все у него хорошо, знаний много, ума много, а вот сердца, эмоций, чувства мало. «Вы себя зашну ровываете ,— говорил В. Дорофеев ,— не хотите дать выход своему таланту в полную меру эмоционального, накала» . Против этого положения горячо вы ступил Г. Фиш. Он отстаивал право пи сателя создавать не просто рассказ или очерк, а «то, что нужно», по выражению JI. Толстого. Как правило, очень бога тый жизненный материал не уклады вается в обычные формы. Не согласился Г. Фиш и с тем, что рассказы С. Залы гина не остры, что в них якобы нет эмо ций, страсти. Так возник хороший содержательный разговор, позволивший выявить твор ческое своеобразие талантливого писа теля Сергея Залыгина. В обсуждении принимали участие Н. Атаров, Н. Емельянов, В. Лидин, Г. Марков, А. Письменный, Б. Рясен- цев, Л. Соболев, С. Трегуб, Л. Эйдлин и другие. Не случаен большой интерес читате лей к новым произведениям молодого писателя Н. Дементьева. Ранее инженер водного транспорта в Новосибирске, а теперь преподаватель Ленинградского электротехнического института, автор ярко и увлекательно сумел передать ды хание жизни на страницах своих произ ведений. Непримиримость к недостаткам, горя чее желание автора бороться со злом и утверждать положительное в нашей жизни сразу привлекает к себе внимание читателя. Повести «Мои дороги» и «Кубанец» —■о молодежи наших дней, о ее первых шагах — от начала до конца проникну ты^ юношеским задором. Нет, не о глад кой дороге повествует автор, а о дороге жизни во всей ее сложности и многооб разии. Радостно видеть четкое принципиаль ное отношение писателя к окружающе- му^ радостно ощущать молодость, кото рой веет от его повестей. Вот почему все товарищи, принимавшие участие в об суждении повестей Н. Дементьева, отзы вались о них, прежде всего, как о боль шой творческой удаче автора. «Дементьеву удается с большой си лой показать ощущение жизни» ,— гово рил в своем выступлении Д. Нагишкин, Очень верно подметил одну из наи более существенных сторон повестей Н. Дементьева ленинградский критик А. Эльяшевич, сказав: «Мне кажется, главное, что привлека ет в повестях Дементьева—это их прин ципиальная, воинствующая полемич ность. Не говорить о значительности этой полемичности в обеих его повестях нельзя» . Много было выступавших. Каждый делился соображениями по поводу про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2