Сибирские огни, 1958, № 6
тавший первое стихотворение», — думал о себе Максим. В ожидании посетителей, от которых он мог бы услышать мнение о своей статье, Максим «не переставал прислушиваться к стукам за стенами ка бинета». Пожалуй, все эти переживания не очень солидны для ответственного ра ботника обкома,-не правда ли? Такое, пожалуй, можно рассказать только близ- i кому другу. Но в этом-то и заключается «секрет»: Максим становится нашим близким другом, за него волнуешься, ему веришь. * На первый взгляд, удивляет язык Максима, зачастую пестрящий газетны ми оборотами: — Если считать вхождением в курс дела знание того, что и где делается в области, то, пожалуй, я уж е на высоте... — Пока я изучил лишь тенденции, которые таит в себе жизнь, и мало, очень мало сделал, чтобы воздейство вать на развитие их в нужном направ лении. Это типичные для него фразы , мало чем отличающиеся по внешним призна кам от речи, допустим, Артема. Но, при глядевшись повнимательнее, вы начи наете ощущать и разницу. Для Максима подобные словосочетания вовсе не та уютная формула, которая помогает его брату отгородиться от всего нового, не обычного. Это всего лишь привычный язык пропагандиста с такими необходи мыми словами, как «материальные ус ловия общества», или «высокий уровень * сознания людей». И они совсем не ме шают ему быть подлинно творческим человеком. Н аделяя своего героя столь традиционным языком, Г. Марков лиш- * ний раз подчеркивает, что его Максим— самый обыкновенный партийный работ ник, каких много. Трудно оценивать по первой части роман в целом: большинство характеров еще только развивается, события в са мом развороте. О степени жизненной до стоверности этого произведения можно судить хотя бы по такому факту: доку ментальный очерк «В селе Веселом», о котором мы говорили выше, почти без изменений вошел в одну из глав рома на и при этом настолько органично слил ся со всем произведением, что невозмож но отличить, где кончается рассказ о * действительных событиях, а где начи нается авторский вымысел. Ощущаются в романе и недостатки. * Один из них — излишняя погоня за сю жетной занимательностью. Нам предста вляется притянутой вся история с «глу хонемым» Станиславом — купеческим сынком, разыскивающим в тайге отцов ские драгоценности. Малоубедителен Бенедиктин, карьерист, холодный и рас четливый человек. Ему, как и другим отрицательным персонажам у Г. Мар кова, явно «не повезло»: он — грубо, неприкрыто льстит директору инсти тута, — льстит и заискивает перед про фессором Великановым, — с корыстными целями ухаж ивает за его дочерью, — груб и циничен по отношению к своей жене, — крадет мысли и факты из неопуб ликованной диссертации жены и печа тает все это в «ученых записках» под. своим именем. Если к сказанному добавить портрет' Бенедиктина: «Он засмеялся, и при этом к блеску его сапог, пряжки и ор- денских ленточек прибавился блеск крепких белых зубов», а также и то, что говорит он высокопарными, пошлыми фразами: «...вы, Софья Захаровна , были мобилизатором моих эмоций, а З а х а р Николаевич подобен гранильщику. Он шлифовал мой мозг», — мы убеждаем ся, что вновь перед нами персонаж, об рисованный одной краской. Для нас несомненен рост писательско го мастерства Г. Маркова. Лаконичнее ' становятся его зарисовки, меньше слов° требуется автору, чтобы создать в ь т у к - лый портрет, выразительную сцену,. Сюжет-хроника уступил свое место сю жету-событию, на основе которого ре шается ролнующая проблема. Порой в: повествование вплетаются цитаты из га зетной статьи,- выписки из архивных до кументов, приводится целый протокол заседания. Подается все это очень так тично, убедительно й, главное, увлека тельно. Ценным писательским качеством Г. Маркова является его умение строить сюжет в динамике, в бурном развитии. «Строговы» начинаются выстрелом в тайге. Это покончил с собой бродяга-зо лотоискатель. Расследование этого дела послужило началом борьбы противоре чий, целой серии взаимосвязанных по ступков. - Выстрелом в лесу начинается и «Соль земли» — таинственное покушение' на Алексея. И вновь эта история ввела нас в' самую гущу событий. Стремительнее начать роман трудно. Умение завязывать крепкие действен ные узлы, раскрывать характеры в их постепенном развитии, становлении де лает произведения Г. Маркова не толь ко «нужными» или «полезными», но w интересными. Выступая на II съезде советских пи сателей, Г. Марков говорил, по сути дела, формулируя тему нового романа: «Борьба советских людей за реши тельный разворот производительных сил Сибири вносит в существование че ловека величайший смысл, порождает сложные и значительные психологиче ские коллизии. Перед нами такое кипе ние человеческих страстей, такой вели чайший запас народного опыта, которых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2