Сибирские огни, 1958, № 6

тавший первое стихотворение», — думал о себе Максим. В ожидании посетителей, от которых он мог бы услышать мнение о своей статье, Максим «не переставал прислушиваться к стукам за стенами ка­ бинета». Пожалуй, все эти переживания не очень солидны для ответственного ра­ ботника обкома,-не правда ли? Такое, пожалуй, можно рассказать только близ- i кому другу. Но в этом-то и заключается «секрет»: Максим становится нашим близким другом, за него волнуешься, ему веришь. * На первый взгляд, удивляет язык Максима, зачастую пестрящий газетны­ ми оборотами: — Если считать вхождением в курс дела знание того, что и где делается в области, то, пожалуй, я уж е на высоте... — Пока я изучил лишь тенденции, которые таит в себе жизнь, и мало, очень мало сделал, чтобы воздейство­ вать на развитие их в нужном направ­ лении. Это типичные для него фразы , мало чем отличающиеся по внешним призна­ кам от речи, допустим, Артема. Но, при­ глядевшись повнимательнее, вы начи­ наете ощущать и разницу. Для Максима подобные словосочетания вовсе не та уютная формула, которая помогает его брату отгородиться от всего нового, не­ обычного. Это всего лишь привычный язык пропагандиста с такими необходи­ мыми словами, как «материальные ус­ ловия общества», или «высокий уровень * сознания людей». И они совсем не ме­ шают ему быть подлинно творческим человеком. Н аделяя своего героя столь традиционным языком, Г. Марков лиш- * ний раз подчеркивает, что его Максим— самый обыкновенный партийный работ­ ник, каких много. Трудно оценивать по первой части роман в целом: большинство характеров еще только развивается, события в са­ мом развороте. О степени жизненной до­ стоверности этого произведения можно судить хотя бы по такому факту: доку­ ментальный очерк «В селе Веселом», о котором мы говорили выше, почти без изменений вошел в одну из глав рома­ на и при этом настолько органично слил­ ся со всем произведением, что невозмож­ но отличить, где кончается рассказ о * действительных событиях, а где начи­ нается авторский вымысел. Ощущаются в романе и недостатки. * Один из них — излишняя погоня за сю­ жетной занимательностью. Нам предста­ вляется притянутой вся история с «глу­ хонемым» Станиславом — купеческим сынком, разыскивающим в тайге отцов­ ские драгоценности. Малоубедителен Бенедиктин, карьерист, холодный и рас­ четливый человек. Ему, как и другим отрицательным персонажам у Г. Мар­ кова, явно «не повезло»: он — грубо, неприкрыто льстит директору инсти­ тута, — льстит и заискивает перед про­ фессором Великановым, — с корыстными целями ухаж ивает за его дочерью, — груб и циничен по отношению к своей жене, — крадет мысли и факты из неопуб­ ликованной диссертации жены и печа­ тает все это в «ученых записках» под. своим именем. Если к сказанному добавить портрет' Бенедиктина: «Он засмеялся, и при этом к блеску его сапог, пряжки и ор- денских ленточек прибавился блеск крепких белых зубов», а также и то, что говорит он высокопарными, пошлыми фразами: «...вы, Софья Захаровна , были мобилизатором моих эмоций, а З а х а р Николаевич подобен гранильщику. Он шлифовал мой мозг», — мы убеждаем­ ся, что вновь перед нами персонаж, об­ рисованный одной краской. Для нас несомненен рост писательско­ го мастерства Г. Маркова. Лаконичнее ' становятся его зарисовки, меньше слов° требуется автору, чтобы создать в ь т у к - лый портрет, выразительную сцену,. Сюжет-хроника уступил свое место сю­ жету-событию, на основе которого ре­ шается ролнующая проблема. Порой в: повествование вплетаются цитаты из га­ зетной статьи,- выписки из архивных до­ кументов, приводится целый протокол заседания. Подается все это очень так­ тично, убедительно й, главное, увлека­ тельно. Ценным писательским качеством Г. Маркова является его умение строить сюжет в динамике, в бурном развитии. «Строговы» начинаются выстрелом в тайге. Это покончил с собой бродяга-зо­ лотоискатель. Расследование этого дела послужило началом борьбы противоре­ чий, целой серии взаимосвязанных по­ ступков. - Выстрелом в лесу начинается и «Соль земли» — таинственное покушение' на Алексея. И вновь эта история ввела нас в' самую гущу событий. Стремительнее начать роман трудно. Умение завязывать крепкие действен­ ные узлы, раскрывать характеры в их постепенном развитии, становлении де­ лает произведения Г. Маркова не толь­ ко «нужными» или «полезными», но w интересными. Выступая на II съезде советских пи­ сателей, Г. Марков говорил, по сути дела, формулируя тему нового романа: «Борьба советских людей за реши­ тельный разворот производительных сил Сибири вносит в существование че­ ловека величайший смысл, порождает сложные и значительные психологиче­ ские коллизии. Перед нами такое кипе­ ние человеческих страстей, такой вели­ чайший запас народного опыта, которых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2